Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Подобно тому, как некогда Вифлеемская звезда светом своим привлекла и привела восточных мудрецов от берегов Тигра и Евфрата к Богомладенцу Христу Спасителю, так и святители Московские Петр, Алексий, Иона, Филипп и Ермоген, собравшие нас сегодня в день своей памяти, светом своей веры и благочестия привлекают и ведут нас к Тому Единому, Кто свидетельствует о Себе во всей полноте истины: «Я свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме» (Ин. 8, 12), Он и ныне, беседуя с нами, как с учениками своими, говорит нам: «Вы – свет миру» (Мф. 5, 14), «так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).
Господи! Как высоко и страшно для нашего бренного слуха, для нашего черствого, косного, духа и окаменелого сердца слышать такие слова! Но это не значит, что такое невозможно для нас. Оно возможно, потому что Бог стал одним из нас, чтобы мы при своем доброхотном желании, старании и усердии могли бы в подражание Христу-Богочеловеку, содействующу нам Святому Духу, по благоволению Бога Отца становиться тем, по дару благодати, чем Бог есть по Своему существу, становиться по желанно-приобретенному сходству нашему с Ним «сыновьями Света» (Еф. 5, 8). Но как возможно такое для подобострастных нам людей?
Святители Христовы, которые, как светозарные звезды церковного небосвода, привели нас к подножию Креста Господня и к Чаше спасения, чтобы и мы услышали Божественные живоносные глаголы и приобщились многоразличным дарам Его исцеляющей, преображающей и обо́живающей благодати, примером их жизни очень ярко, живо и убедительно показывают, каков предстоит путь для нас – лестница восхождения от земли к небу. Они показывают нам на человеколюбца Господа Христа, сказавшего: «Я есмь Путь, Истина и Жизнь» (Ин. 14, 6). И это значит только одно – Божий единственный неложный путь для человека на небо – есть путь Христа: «Нет иного пути, как только след в след за Ним: «Если хочешь идти, отвергнись, человек, самого себя, возьми свой крест и вслед Мене иди» (Лк. 9, 23).
Через что будет проложен крестный наш путь к Господу и Спасителю, к нашему единству жизни с Ним? Кратко ответить – чрез преодоление своей самости. Поэтому Господь, сказав нам: «Вы – свет миру» (Мф. 5, 14), поясняет: «Знайте, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, не сможете войти в Царство Небесное» (Мф. 5, 20).
Что плохого в праведности книжников и фарисеев? Они ведь с ревностью, с большим напряжением всех своих духовных, душевных и физических сил досконально следовали букве богоданного Закона Моисеева, во всех мелочах и подробностях, друг перед другом стараясь быть лучшими в исполнении его.
Но что делает с ними такое соревнование всем напоказ? Они надмеваются в самомнении о собственных достоинстве и чести, значимости своих заслуг и добродетелей. И это лишает их возможности уклониться от того, что единственно закрывает наше сердце от Бога – от нашей самодостаточности, самоудовлетворенности, когда каждый раз, сотворив доброе дело, мы выносим и объявляем себе благодарность и потом ждем, как бы еще и люди вокруг говорили о наших достоинстве и чести. И нет тогда в нас никакого поиска Того, Кто есть «Край всех желаний и, верных утверждение»! Он забыт и оставлен нами, Он не нужен нам! Нам вполне хорошо от того, что имеем в себе самих прочное основание и убеждение в нашем достоинстве, красоте и праве предъявить все это Богу в качестве обязательного к оплате требования награды за понесенные труды.
Это и ставит нас вне Жизни Бога, пришедшего научить нас кротости и смирению (Мф, 11, 28), потому что только они могут указать человеку на Христа как на «Дверь» (Ин. 10, 9) спасения, и только кротость и смирение дадут верующему и верному Ему во всем христианину способность войти в эту Дверь и выйти из Нее, приобретя не только бытие, но и благобытие, и вечное благобытие, преизбыток Жизни, то есть единую Жизнь с Триединым Богом – по дару благодати, усвоенному доброхотным достижением сходства нашего с Ним чрез исполнение евангельских заповедей в преодолении страстей и преображении падшего естества сознательным и ответственным участием в Таинствах церковных.
Этим путем шли все святые Божии человеки, и Московские Первосвятители, память которых мы совершаем ныне, а также досточудный и близкий нам по времени своего служения и по истолкованию смысла Божественного Писания и основ нашей православной христианской духовной жизни святитель Христов Игнатий, епископ Кавказский, который сегодня пришел к нам своим честны́м образом, источающим благоуханное миро. Эти светочи веры и благочестия убеждают нас в том, что если и мы пойдем тем же путем недоверия к нашей природной греховной поврежденности, путем искреннего отказа от самомнения, путем поиска верности воле Божией, чтобы везде и во всем прежде, чем что-то сделать и на что-то решиться, – взыскать и молитвенно вопросить волю Божию, подождать, соотнести свое стремление и желание с ней, ясно свидетельствуемой Священным Писанием и святоотеческим опытом.
Надо призвать Господа в помощь и приступить к исполнению святой воли Его во славу Божию и на радость людям. Тогда свет, который воссияет в нас, будет тем же самым светом Христовым, светом благодати Святого Утешителя Духа Истины и благоволения Отца Небесного, светом единой благодати Святой Нераздельной Животворящей Троицы. Тогда в христоподобных кротости и смирении, в боголюбезной и богоприемной немощи нашей исполнится слово Господа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).
И еще в эти священные минуты, покуда здесь с нами существенно и ощутимо через присутствие своего мироточащего образа, именуемого «Умягчение злых сердец», пребывает незримая телесными очами нашими, но созерцаемая очами веры и духа, Пресвятая Матерь Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, мы прольем пред Ней нашу прилежную теплую, такую знакомую, повседневно приносимую к Ее стопам в наших сердцах молитву: «Не попускай, Пречистая, воле моей совершатися, не угодна бо есть. Но да будет, о Матерь Света, воля Сына Твоего и Бога нашего. Да мя спасет и вразумит, и наставит мя на стези светоносных заповедей Своих». Аминь.