Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Как и всегда, изо дня в день по всему лицу Земли во всем течении исторического бытия Святой Соборной Апостольской Христовой Церкви, там, где двое или трое собираются во Имя Подвигоположника своего Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Он доступным образом, как для нашего чувственного эмпирического, так и для умного созерцательного восприятия являет Себя в этих собраниях (Мф. 18, 20).
Взирая на местный образ Христа в иконостасе, мы духовным взором ума воспринимаем Божественные смыслы и видим, для чего Бог, в Троице Сущий (1 Ин. 5, 17), задумал весь иноприродный Ему и творческим Его действием осуществленный мир, в центре его поставив человека, в котором сфокусировал все многообразие свойств созданного миробытия, властно обладаемых инаковостью самосознающей человеческой личности, чтобы во взаимодействии с сообразным Себе с человеком возглавить Собой в Личности Бога-Слова всю созданно существующую реальность, приняв в Самого Себя как Свою собственную жизненную реальность человеческое естество. Таким образом человеческая природа может существовать не только в личностной конкретности, уникальности и несводимости одного к другому наших человеческих «я», но может быть воспринята Божественной Личностью Единородного Божия Сына и в Нем привита к Его исконному природному Божеству, Единосущному с Отцом и Святым Духом. Помните, как апостол Павел указывает на этот образ существования (Рим. 11, 23-24). Веточка, лишенная своего природного корня и ствола, но еще несущая в себе жизнь, если будет привита к другому иноприродному корню и стволу, имеет возможность в силу единосущия растений обрести органическое единство жизнедеятельности в другом организме на ином корне и стволе. И тогда иноприродный ток сока будет проникать в структуру этой привитой веточки, и она будет находиться в общем объеме жизнедеятельности и корня, и ствола, и всей его кроны, но не изменит своей природной сути, будет приносить плоды, естественно присущие биологическому виду этой веточки, но при этом участвовать во всей полноте жизнедеятельности всего растения, к которому она органически привилась.
На иконах Господа Спаса нашего Иисуса Христа мы видим изображения мужа и знаки, которыми обозначается Его личностная ипостась, уникальность его «Я», выраженную буквенным титлом « », указывающим, что Он – Один от Святой Троицы – от начала Сущий (Ин. 8, 25). В Нем вся полнота Божества пребывает равночестно и равнодвижно с Отцом и Святым Духом (Ин. 10, 30), и в то же самое время и телесно (Кол. 2, 9). Видим, что Он несет в Себе привитую, единосущную всем людям нашу человеческую природу. В Нем свойства и действия двух сущностно принципиально разных природ, не путаясь, взаимопроникают друг в друга, так что человечество действует совершенно богоподобно и Божество человечески.
Смотрим на иконы Пречистой Девы и видим, как в Ней, уже в человеческом, тварном, личностном бытии проявляется та же самая реальность взаимопроникновения и взаимодействия жизнедеятельности богочеловеческой, но в неразрывной целостности ипостаси человеческой, тварной, а не Божественной личности Девы Марии. Если в единстве Божественной Личности Сына Божия и Сына Марии на разноприродные сущности обмениваются своими свойствами, пребывая одна в другой существенно, то в личности Божией Матери, через генетически Ей унаследованный многовековой навык телесной чистоты благочестивой веры и верности Богу праведных Ее предков и собственную индивидуальную Ее богопреданность, достигшей действия райской непорочности прародителей человечества, естественно привлекающей к себе Божественные энергии и действия, которые пребывают в Ней по закону межличностного общения в меру доброхотно благоприобретенного Ею сходства действования по подобию со Святой Троицей. Это также обозначено на иконах буквенными знаками: «ΜΡ ΘΥ». И на иконах святых личностная инаковость каждого обозначена буквенным титлом, а взаимопроникновенность свойств человеческого естества и Божественной благодати выражено золотым нимбом.
Коль скоро мы собрались в этом святом храме не только посмотреть друг на друга, не просто послушать хорошо звучащее гармоничное пение хора и получить эстетическое удовольствие, но и осмыслить и опытно пережить, что Единый от Святой Троицы, вочеловечившийся по благоволению Отца Небесного от Духа Святого и Марии Девы, видимый Своими современниками, как мы обычно видим друг друга, Христос Иисус Спаситель мира здесь и сейчас невидимо и таинственно общающийся и с нами через святое слово Евангелия и священнодействия богослужения, и нашу молитву. И в этом общении, раскрывающем подлинный смысл жизнедеятельности человека, чтобы она приносила не только ощущение благобытия, то есть благополучного существования в пространственно-временных границах, но и нескончаемого благобытия, то есть в доброхотном соучастии по сходству деятельности с жизнью Триединого Бога, Который есть Любовь (1 Ин. 4, 16).
Пример жизни преподобного Кирилла, игумена Белозерского, память которого благочестно творит сегодня наша Церковь, хорошо нам иллюстрирует выше сказанное, хотя он жил в конце XIV столетия и был собеседником и учеником у преподобного Сергия Радонежского. Родился святой Кирилл в Москве в знатной семье, был приближен к ближайшему окружению Великого Князя святого Дмитрия Донского. Затем достигнув зрелого возраста, стал архимандритом знаменитого Симонова московского монастыря. К 60-ти годам занимал солидное положение и воспитал немалое число учеников. Однажды, молясь Божией Матери, услышал голос от Ее иконы, и увидел дотоле неизвестное ему таежное место. И было ему сказано, что там он и обретет свое совершенное успокоение. И он взял эту икону, и оставив учеников и свое комфортное положение, ушел на Белое озеро, на север, в Вологодскую область, и там, в тяжелых климатических условиях вырыл землянку и в ней начинает на основании опытно пережитого духовного откровения утверждать подлинные смыслы, не лукавые временные: поешь, попей, в меру отдохни, но возложив все упование на Божию милость, начинает искать Царство Божие, внутри человеческого сердца находящееся (Лк. 17, 21). Для этого нет иного пути, кроме возвещенного Христом: «Отвергнись себя, возьми свой крест и следуй за Мной» (Мк. 8, 34).
30 лет подвизался преподобный Кирилл, и Господь его прославил, так что к нему стали собираться ученики, и замечательная Кирилло-Белозерская обитель была им основана. Но как он жил? Одна фраза, запечатленная его учениками и записанная в его житии, свидетельствует, что не только умом, а всем своим существом он живет, и движется, и существует – Богом (Деян. 17, 28). Ученики его, не имевшие опыта питания человеческой личности напрямую дыханием Святого Утешителя Духа Истины, не могли такой жизни терпеть, и стали, как у преподобного учителя его Сергия в свое время его ученики, бунтовать: чтоб им с голоду не помереть раньше времени, хотели пройти по округе за милостыней. А он им отвечает: «Братия, веруем же мы, что Бог и Пречистая Богоматерь любят нас, видят, что нам потребно, лучше и больше, чем мы любим себя? А если Они сочли, что Им не нужно помнить о нас, то зачем нам тогда эта здешняя обезбоженная, безблагодатная жизнь? Разве для нас чуждо сказанное боголюбивым Павлом: “Для меня жизнь – Христос, а смерть приобретение”» (Фил. 1, 21)?!
И, эта вера и верность его Богу не была посрамлена, как и у преподобного Сергия. Устоявшие в терпении (Лк. 21, 19) обретали глубину надежды, а надежда не посрамляет (Рим. 5, 5): и, откуда ни возьмись, один доброхот принес рыбу, другой привез воз хлеба. Так те, кто подобно Лазаревой сестре Марии (Лк. 10, 42) ради единого на потребу, знают единого Истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа (Ин. 17, 3), дыханием Духа Святого (Рим. 8, 15), ими опознаваемого, имеют Его не внешней для себя реальностью, но внутри их пребывающего (Рим. 8, 15) и действующего.
Так, ради нашего собрания, которое сегодня в результате разумного предпочтительного выбора мы осуществили, оказавшись под этими сводами, мы получаем реальное, доступное даже нашему эмпирическому восприятию и затем осмыслению благодатное ощущение воспринятого здесь нами через соборную молитву, жизненный пример преподобного Кирилла, апостольское и евангельское чтение и объяснение их, а так же благоговейное причащение Божественной Евхаристии сопричастности Царству Божию, пришедшему в силе (Мк. 9, 1). Ради того, что пришли взыскать в сердцах наших Подвигоположника, Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава и держава с Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.