Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Радуйся, Мати Божия Державная, заступница усердная рода христианского! Вот уже без малого сто лет православный народ Русской Церкви, притекая к образу Божией Матери, именуемому «Державным», приносит Самой Всепетой Матери Деве, Царице неба и земли это духовное приветствие и лобзание. Приносит, благодаря Ее за ту милость, какую благоволила Всесвятая Матерь Жизни нашей явить в жизни нашей Русской Православной Церкви пастве Сына Своего Христа Бога нашего в непростое, смутное и кровопролитное историческое время XX века.
2 марта по старому и 15 по новому стилю, в 1917 году, внешними историческими обстоятельствами принужден был последний самодержавный государь Российской империи Николай II Александрович Романов отречься от своего служения Богу и народу Российскому и послушания Святой Матери Церкви, передав Российский престол в пользу своего брата Михаила, также отказавшемуся от исполнения той клятвы вечной взаимной верности в служении, которая была принесена Домом Романовых русскому народу, равно как и русским народом – Дому Романовых, 400 лет тому назад, когда было избрание первого из числа этого царствовавшего рода – приснопамятного государя Михаила Федоровича.
В тот самый день 2/15 марта 1917 года Божия Матерь благоволила явить видимым образом православным чадам Русской Церкви свидетельство Своего неотступного среди них державного пребывания. По особому откровению одной из жительниц тогдашних окраин Москвы Богоматерь явилась, повелев обрести в исконной царской подмосковной резиденции в селе Коломенском Ее икону в заброшенном месте Вознесенского под колокольного храма. И когда это благословение Божией Матери было исполнено, то, к удивлению священника и самой этой рабы Божией, явилось знаменательное откровение: Пресвятая Богородица через этот образ, в котором Царица неба и земли, увенчанная царской короной, несет на Своих руках видимые знаки царского служения и достоинства – скипетр и державу, принимая на Себя ответственность, которую несли в своем служении Богу, людям и Российскому Отечеству его миропомазанные церковным священноначалием государи.
Как и вся жизнь Церкви, так и в том историческом событии все сопряжено с живым и деятельным служением Преблагословенной Божией Матери Божию Домостроительству создания Церкви и спасения мироздания. Исторические обстоятельства не являются конечной целью, ради которой происходит то или иное духовно знаменательное или чудесное событие, это – необходимый фон, на котором проявляется внутреннее глубинное содержание смыслов вечного во временном, от начала всех начал ведомое Всеблагому Божьему смотрению. Нам, существам разумным, созданным по образу и подобию Божию, чтобы проникнуть в пути Божественного Предведения, и жизни не хватает по нечистоте сердец наших и сознательному грехолюбию, чтобы понять пути Господни неисповедимые. Но есть некоторые из нас – такие, как Божия Матерь, которые в своей земной жизни не желают ставить себя в центр мира и своей собственной жизни, а всегда ставят в центр жизни Бога. И, приобретая устойчивый навык воспринимать Божественное действие в послушании и чистоте самозабвения, могут и сами понять, и другим открыть и словом, и делом уяснить сокровенные смыслы путей Божественного промысла и Божественного предвидения.
Когда мы взираем на образ Божией Матери, именуемый «Державная», то вся красота Ее богоподобной державности открывается в том, как Она в боголепной красоте своих кротости и смирения (Лк. 1, 48) была Богом предуве́дена еще прежде сложения мира, что и выражено Ее простыми, но преданными Богу, по-человечески целомудренно застенчивыми словами: «Се, раба Господня» (Лк. 1, 38): Я не работаю ни мысли своей, ни желаниям своим, ни мысли от людей, от дьявола, от мира приходящей ко мне, – Я работаю только Богу, когда твердо и непреложно знаю, что мысль Моя правильно сочетается с замыслом Божиим, тогда только исполняю ее всеблагоговейно в Своей жизни. И мы помним беседу Архангела Гавриила с Пречистой Девой Марией, как он ублажает Ее целомудренную чистоту, восхищается тем, как юная Дева ходит умными путями послушания воле Божией выше ангельских сил! И это совершенное доброхотное послушание всеблагому Богу приносит в Ней свой благоуханный плод духовной зрелости райского богоподобия человеческого естества.
Она – первая, осуществила в Себе этот Божественный замысел о богосообразности и богоподобии человека. Но и каждый из нас призван к тому, чтобы войти в ту же самую реальность тем же самым образом служения – исполнением воли Божией в своей жизни – поставлением не себя, а Бога в центр своей повседневной жизнедеятельности. К сожалению, в нашей практике очень часто не отвечает Господь на теплохладные себялюбивые молитвословия наши. Такая молитва как вода в песок, в пустоту уходит, никакого ответа, кроме ответа нашей обиженной самости – «Он не хочет меня слушать, значит, Его нет!». Так и слышится на это суд Святого Писания: «Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”» (Пс. 13, 1). Оплотом и нашей самости, и богозабвения, и бунта против благодати Бога всегда является самовлюбленная гордыня, а плодом – многоразличные лишения и мука, как совестная, так и чувственная. Но будет ли плод от этой муки в том, что мы покаемся, захотим отвратиться от сатаны, всех дел его и всей гордыни его, и идти тем путем, которым шла Божия Матерь – вопрошанием воли Божией, и последовательным ответственным исполнением ее в своей жизни?..
Это вопрос, требующий нашего ответа, и если будет он правильным, схожим во всем с жизненным ответом Девы – Богородицы, только тогда Ее державность станет державностью нашей. Только тогда можно будет человеку христианину, немощному по своему естеству, облекаться багряницей Божественного спасения, только тогда можно будет идти тем путем, что прошла Богоматерь вслед за Сыном Своим на Голгофу. И та часть нашего народа, которую сегодня мы прославляем как новомучеников и исповедников Церкви Русской – это одна треть крещеного населения православной России начала XX века. А две трети не смогли пройти этим путем, не выдержали этого испытания, Небесная богоподобная державность оказалась для них непонятной или ненужной.
Сегодня и мы стоим перед образом Божией Матери, именуемой «Державная». Чего мы от Нее чаем? Решения ли сиюминутных земных жизненных задач? Или всё-таки мы просим прежде них духовного вразумления у Державной нашей Руководительницы, ведущей нас в Царство Сына Своего, которое не где-то в космическом пространстве, или в другом государстве на Земном шаре, но «внутри нас» (Лк. 17, 21)? Оно всеяно в нас как семечко в день нашего крещения. Мы – то поле, в которое это благословенное семечко упало, но даем ли мы ему возможность прорастать в нас и плодоносить, преображая нас в христоподобии? Так, чтобы вся земля с нами и через нас преобразилась, и все бы зацвело, и принесло свой богоприятный плод. Кому-нибудь из вас это нужно?
Если мы ищем избавления от муки в тяжелых жизненных обстоятельствах, которые приводят вас к иконе Божией Матери – помоги, чтоб муж не пил, чтоб сын не был наркоманом, чтоб работу дали, чтобы все у родных и близких ладилось и не болели. Пришли к Царице Неба и земли и просим только земного праха и гноя?! Для того, чтобы пробиться в небесную державность царственного христоподобия, которую Она открывает как неразрывное единство жизни Божественной и жизни человеческой, в ней Самой явившейся как факт, нам надо здесь и сейчас понять – становится ли Царство Небесное смыслом нашей жизни?
Державность проявляется вовне нас именно тем, что наша словесная богосообразная личностная сущность, воспринимая и слово Церкви, и слово Божие, пробуждается откликом на содержащиеся в них внутренние смыслы и может возрастить в нас опытно небесную красоту и дать нам почувствовать радость от причастия к богоподобной жизни, и запечатлеть эту радость как опыт нашей жизнедеятельности, и помочь дальше руководствоваться живой верой, которая добыта личным опытом доброхотного послушания и самозабвенной любви.
И тогда сокровенный в Своем слове Господь энергиями Своими всякому, кто хочет верой, надеждой и любовью движимый, исполнять евангельские заповеди, дает возможность наполняться как своими собственными нетварными благодатными силами. И такой человек богатеет в Бога (Лк. 12, 21), силами Божьими пользуется благодарно и благоговейно как своим собственным достоянием, их непрестанно в себя привлекает и удерживает себя в их присутствии во взаимодействии с ними, по слову Псалмопевца: «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним – искренно, с чистым – чисто, а с лукавым – по лукавству его» (Пс. 17, 26-27).
Это и есть небесная державность, к которой мы призваны Богом. Путь к этому, Дверь к этому – Царица Небесная Матерь Божия и Ее Божественный Сын – «Царь царствующих и Господь Господствующих» (1 Тим. 6, 15).
И сегодня, пред ликом Пресвятой Богородицы Державной, в этом доме, который посвящен Ей, мы предстоим Ей в наших духовных размышлениях – и покаянных молитвах, потому что сдвинули себя с пьедестала нашей самости, чтобы в центр нашей жизни поставить Бога, и тем преобразить себя по сходству в богоподобии с Божией Матерью и Сыном Ее, Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава и держава со Отцом и Святым Духом. Аминь.