Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Христос Воскресе!
В сей нареченный и святый день, так изумительно встраивающийся в священнолетную сорокодневицу пасхального светозарного торжества, блаженной памяти уроженица этого села матушка наша – родная Матронушка пригласила нас с вами в этот храм, где ее крестили, приобщив жизни Святой Христовой Церкви, где она укреплялась молитвой и благодатью Святых Таинств в познании Триединого Бога, где со свойственным ей христоподобием она тепло и сердечно принимает и нас в день 65-й годовщины своего преставления. Нас, движимых благодарной любовью к ней, блаженная старица возводит от земных реальностей к небесным: от того, что здесь пребывает как тени, – туда, где все пребывает в своем первообразном значении.
Боголюбивая и сострадательная к людям старица Матрона ныне пригласила всех для того, чтобы открылось нам в глубине своей сокрытое от нашего искаженного, погруженностью в суетность повседневности понимания, а ей было известно от самого ее рождения и всю ее земную жизнь, и в еще большей глубине открылось в день ее преставления, чтобы мы смогли оторваться от тех теней, с которыми встречаемся изо дня в день, из часа в час, из минуты в минуту, обманчиво принимая их за единственно подлинную реальность. Мы же нисколько не задумываемся о том, что они – всего лишь навсего тени, и поэтому не имеют самостоятельного существования. И наше восприятие их, и с ними взаимодействие, и результаты этого взаимодействия возможны только потому, что есть первообразные реальности, от которых эти тени падают, есть и свет, который дает возможность тени возникнуть и стать иной по отношению и к первообразу, и к свету. Так и все мы, и весь мир во всем его многообразии не самобытно живем, движемся и существуем, но благодаря Божией премудрости и всеблагой воли, отображенной в мироздании, как в зеркале, показывающем беспредельную плодотворность самобытного Божеского Пресущественного естества.
Матронушка, которая родилась в нескольких шагах к западу от этого храма, где сейчас стоит памятник на месте ее родительского дома, получив от Источника всех благ Триединого Бога через родителей своих, как и все потомки Адама первозданного, начало своего существования в роде человеческом, стала, как все мы, участницей жизни могучего, насажденного Богом древа человечества, растущего из семечка, которое Бог вложил в личность первого человека – праотца Адама, являющего собой органическое единство человеческой природы, преемственно наследуемой от него и конкретизированной в многомиллиардном множестве самосознающих личностных ипостасях его потомков, властно обладающих общим естеством.
На этом общечеловеческом древе, как любой новый листочек через новую почечку, появляется на свет в свое время от приснопамятных Димитрия и Наталии Никоновых слепая Матронушка. Как и всякий младенец она – вполне человек, хотя на вид с ограниченными физическими возможностями. Как и все люди, она – не из самой себя, а по Божию смотрению подарена самой себе родителями. Но ведь и они не из самих себя произошли, а от Матрониных бабушек и дедушек, у которых свои мамы и папы, и оказывается, что каждый из нас – всего лишь навсего листочек на огромной ветке, а та органически встроена в другую, а та в ствол, уходящий корнем в землю, а верхушкой к солнцу тянется и купается в солнечных лучах, целуя белые барашки облаков.
Так и Матронушка, появившись на белый свет в крестьянской избе села Себино, как листочек на дереве человечества, являясь как всякий из нас, лишь тенью, отображением, нерукотворенной иконой того вечного замысла Божественного, который самодейственно озарившись сиянием Своего свободного самовластного творческого импульса, отбрасывает тень от «Того, Кто есть от Начала Сущий» (Ин. 8, 28), Образ Божественной Отчей Ипостаси (Евр. 1, 3) – Единородный Божий Сын, Бог-Слово, Господь наш Иисус Христос, и овеществляется в созданно существующую реальность всего многообразия миробы́тия. Всеблагой Бог есть Тот, Кем все задумано и осуществлено, Он со всем созданием взаимодействует (Деян. 17, 28), сохраняет бытие и силы всего созданно существующего многообразия, и не для того чтобы развлекаться, но чтобы Самим Собой в Едином от Святой Троицы – Сыне Божием возглавить этот мир, вочеловечившись, не переставая быть Богом, и через это обо́жить Свое творение в межличностном общении с людьми по сходству (Пс. 17, 28; 1 Кор. 15, 28). Поэтому мы сотворены сообразно Ему (Быт. 1, 26). Поэтому слепорожденная Матрона являла всякому человеку свою богосообразность в личностном способе бытия и природное духовное богосообразное неповрежденное зрение, ярко в ней действовавшее.
Она не видела, как все мы, мнящие себя зрячими, теней первообразной реальности, а созерцала оком боголюбивого ума и чистого сердца подлинную первообразную сущность всего. Видела и за все благодарила премудрого всеведущего Бога. Необычайность ее внутреннего мира проявлялась в частности, когда ее маленькую, зная ее совершенную беспомощность и беззащитность, ее же сверстники могли подвести к какой-нибудь яме, отхлестать крапивой, чтобы она от них убежала, упав, а им посмеяться над тем, как будет она выбираться оттуда. Без упрека, с трудом и с помощью ей одной видимой Божией силы, она с молитвой одолевала беду. Вот так она узнавала недоступный ее телесному взору, себялюбивой волей людей полагаемый во зло (1 Ин. 5, 19) видимый нами мир, но по дару пророческому твердо знала, что испытания не по силам Бог не дает, несомненно знала, что есть Первоисточник и цель миробытия, Он – долготерпелив и многомилостив, праведников любит и грешников милует (Пс. 102, 8-11). Но внутренний мир Матронушки был скрыт от ее сверстников, и от большинства взрослых.
Только батюшка отец Василий, настоятель этого храма, понял, когда ее крестил, а скольких детей крестил он за свою пастырскую деятельность в этом сельском храме! Семьи-то были какие многодетные, не то, что сейчас, а по 12 человек в семье – это была практически норма. Увидев облако над Матроной во время крещения, он почувствовал, что она избранный сосуд Божией благодати. Однако и при таком свидетельстве избранничества, лукавство могло проникнуть в душу ее матери Наталии, родив злое намерение. Матрона должна была прийти в этот мир в семью Никоновых четвертым ребенком, и зловредная мысль терзала сердце матери: живут очень скудно, с голоду, конечно, не умирают от труда в деревне, но лишний рот уже обуза, уже страшно: а что же, вытянем ли, сможем ли выжить? Но тогда какой выход? Сейчас очень простой выход: а на что нежеланный ребенок вообще нужен? Давай абортировать. Тогда такого в голову никому из деревенских не могло прийти. Князь Голицын выстроил в соседней деревне Бучалки специальный милосердный благотворительный дом для таких лишних ртов или незаконнорожденных, или сирот. Вот туда и задумала Наталья, когда родится, кого Бог пошлет отдать. Так про себя и решила.
А во сне увидела необычайное, и ясно поняла, что это не по-Божески. Ведь увидела белую птицу с нежными крылами и с человеческим ликом, а лик-то какой, глаза закрыты! И поняла сердцем, материнской интуицией своей, что это – то самое дитя, которое ей нежеланным казалось. В слезах и сокрушении проснулась и думает: как я смогла допустить такой кошмар в свою душу, в сердце свое? Господи, прости меня грешную и помилуй меня!
На исповеди она батюшке отцу Василию все рассказала. Он же, когда крестил Матронушку, удивился: никогда такого не было, чтоб над купелью, в которую он ее погружал, облаком на подобии пасхального яйца, ее обнимала благодать. А она, ликующе принимала это таинство. Понял батюшка, что это дитя – особый дар от Того, Кого мы только умом своим при чистоте своего сердца можем не запамятовать, и не забрызгать грязью своей себялюбивой повседневности. Тогда отец Василий сказал родителям: дитя это, необычайно, и если когда она у вас чего будет просить непонятное, вы уж смотрите, прямо ко мне приходите, чтобы не попрать Божьего благословения.
И в каждого из нас, крещеных православных христиан, как и в Матронушку, в день крещения и миропомазания Господь посеял семя духовное, семя вечной жизни, ради которой и сотворен всякий человек, чтобы в земной жизни, сознательно по доброхотному сходству с Триединым Богом во Христа крестившись, во Христа облечься (Гал. 3, 27), достигнуть в полную меру возраста Христова (Еф. 4, 13), через исполнение Христовых заповедей приобрести и усвоить себе благодать Святого Духа (Ин. 7, 38-39; Рим. 5, 5; Гал. 4, 6) и усыновление Богу-Отцу (Рим. 8, 14).
И в детстве своем, помните, игрушки какие интересные имела слепая Матронушка? В святом углу иконочки стояли. Как она это делала, никто понять не мог в ее семье: ночью, она сама их снимала с божницы, раскладывала образа и играла с ними как с живыми?! Никто понять этого не мог. А она действительно с живыми Первообразами общалась, осязательно же с этими вещественными тенями от Пресущественной действительности, как и со всей земной реальностью, которую ей и не нужно было глазами видеть. Она же видела подлинные идеи всего, и от них училась знанию истины, как Адам в раю. Когда же пришла в 17-летний возраст, именно это знание подлинности сделало ее живым источником благодати для окружающих, магнитом для тех, которые запутываются в сеть тленности и самодельных привидений, принимая их за реальную действительность, не видя подлинного и истины. Матрона же могла выпутывать несчастных из их сетей.
Так, в четырех километрах от Себино, жил крепкий здоровый мужик – богохульник. И вдруг перестал ходить, ноги отнялись и все из рук вон – все планы порушены. Куда что подевалось? Врачи и медицина оказались беспомощны. Ему предложили обратиться к Матроне, к слепой девушке. К тому времени уже по опыту многие поняли в ней действенную благодатную силу. Послал он спросить, можно ли прийти? Блаженная же сказала: «Можно, только вы ко мне его не приносите и не привозите на телеге. Ему потрудиться надо. Пусть этот крещеный и миропомазанный явит свою веру, чтобы изо всех сил он пробился внутри себя (Лк. 17, 21) туда, куда отказался идти в добром здравии, решив что он сам собой, из себя, и все вокруг в его власти, облепив себя вражьими тенями гордыни и страстей, как реальностью, и они в него впились, из него все богоданное, как не нужное ему, высасывают. Пусть потрудится! Кто я? – горошинка маленькая по сравнению с ним, слепенькая, а он хочет у меня просить, чтобы ноги его стали ходить? Да откуда у меня эти силы, как он думает?
Если же он действительно надеется, что может получить потерянное, что и самому негде взять, и врачи не дадут, а только Божия милость и любовь к кающемуся даруют, вот теперь пусть и трудится, показывает веру свою, пусть ползет из последних сил, какие есть, опираясь на свои локти. Все последние силы из себя выкладывает. Если он мне доверяет ради Христа, тогда только спасительно приобщится животворящей благодати Первообразного».
И он приполз и получил исцеление, потому что смог в этом труде обрести реальную, а не мнимую способность привлечь, принять, вместить и удержать Божественную благодать, всегда немощное врачующую и оскудевающее восполняющую. Во смирении принять, вместить и удержать ее не как внешнюю, а внутри пребывающую. Оказывается, эта Божия сила как стержень, на котором все стоит и в жизни каждого из нас, и во всем миробы́тии. О чем он не догадывался, беспечно пользуясь полученным от Бога и через родителей даром жизни и здоровья, а тут дошло – увидел, почувствовал, покаянно пережил, и это не откуда-то со слуха пришло и не показалось, как некий мираж, а воссияло изнутри. Я – Богом создан, и как эхо любви Его живу. Тогда наша богосообразность, ищущая боговместимости в своей потенциальной богопреемности, раскрывается в межличностном общении по сходству (Пс. 17, 26) с Богом-Троицей в неразрывное взаимопроникновение – неслиянное и неразлучное. Об этом нам свидетельствует блаженная старица Матрона и земной, и посмертной своей богоподобной жизнью.
Этой благодати, молитвами блаженной нашей матушки Матроны всем нам и желаю общниками быть и, ко Христу Господу, к нам приходящему в пречистых Тайнах Своих, приступить и блаженный голос Его услышать: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34). Аминь.