Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Христос воскресе!
В священное сорокодневие по Пасхе воскресший Христос и Спаситель является Своим ученикам, возвещая им о тайнах Царства Небесного (Мф. 13, 11), подает им особую благодать Святого Духа к тому, чтобы они смогли уразумевать смысл, сокровенный в словах Священного Писания (Лк. 24, 45). И Церковь Христова, наполняясь из века в век новыми, друг другу приемательно приходящими на лице земли поколениями людей, живет тем же самым опытом восприятия Царства Небесного, пришедшего в силе (Мк. 9, 1) чрез Божественное Домостроительство о спасении человеческого рода, по благоволению Бога и Отца всего явленного в вочеловечении Единородного Бога-Слова, а также явлением обо́живающей людей благодати в сошествии Святого Утешителя Духа Истины (Ин. 15, 26).
В восприятии этих двух образов Божественного откровения, о действии Бога в потоке истории, чтобы привести богозданный мир через Христа Иисуса действием Святого Духа, в доброхотном соработничестве с благодарно любящими взаимно Бога людьми, к тому состоянию, в котором тварное естество, воспринятое в Личность Единородного Сына Божия пребывает, находясь одесную Бога-Отца (1 Пет. 3, 22; Ин. 16, 19), разделяя несозданную Божественную славу, источником которой является ипостась Отчая, Которая источает из Себя эту славу, как и всю полноту сил и действий Своего естества, природно даруя эту славу и эту полноту, только собезначально от Него рождающемуся Единородному Сыну и собезначально же от Отца исходящему Святому Утешителю Духу Истины.
Во Христе же, воплотившемся и вочеловечевшемся, люди имеют возможность, в силу единосущия своего естества с человеческим тварным естеством Христовым, войти, будучи возглавлены Его личностью, в восприятие тех свойств совершенно богоподобного человеческого естества, которые проявились в Нем во время Его земной жизни и в Воскресении из мертвых и в вознесении на небо, которые остаются неизмененным достоянием Его человеческой сущности. И сегодня Воскресший человеколюбец Господь ставит нас перед примером встречи Своей с одной из таких, как мы с вами, человеческих личностей, с простой женщиной самарянкой, которая происходила потомственно от праотца Авраама, как и Сам Христос, став Сыном Марии Приснодевы и Богородицы, тоже был потомком Авраама, Исаака и Иакова. А самаряне происходили от сына Иосифа Прекрасного, у которого было два сына, Ефрем и Манассия. И им в наследие досталась та часть Палестины, та часть Святой Земли которая известна в истории как Самария, потому что одним из примечательных мест в этой местности была гора, называвшаяся Самарон. У подножия этой горы и размещались селения, в которых жили потомки Ефрема и Манассии.
В одно время после царствования Соломона, когда разделилось единое Израильское царство на два: Иудейское – южное и северное – Израильское, как раз эти селения вокруг Самарии получили статус столицы этого государства, объединившего народ десяти колен израилевых. И город был назван в честь этой горы Самарией и вся эта область называлась соименно. Но коль скоро они не хранили в своей жизни верность духу заповедей Божиих, данных пророком Моисеем (Исх. 20, 2-17; Втор. 5, 6-21), но соблюдали только букву этих заповедей, сохраняли внешнюю обрядность, законность и свободно общались с инородными и иноверными многобожниками разделяя их верования, то Господь, чтобы привести их в осознание вреда греха, пробуждал их всякими испытаниями, когда народы из других государств Ближнего Востока – сирийцы, или даже жители Месопотамии, современного Ирака, приходили и завоевывали их.
Оказываясь под игом завоевателей, у самарян просыпалось внутреннее совестливое чувство раскаяния и желания быть верными Богу отцов не только внешним образом, но и по духу. К временам земной жизни Христа Спасителя иудеи, которые жили в южной части Палестины и самаряне-северяне не имели никакого близкого общения друг с другом (Ин. 4, 9). Потому что считали, что это взаимодействие оскорбляет Бога и навлекает Божий гнев. Придя к знаменитому колодцу Иакова, Христос обращается с просьбой к пришедшей за водой неизвестной самарянке: «Дай Мне пить» (Ин. 4, 7). И эта женщина приходит в изумление, ибо она слышит Его речь и знает, что это еврей говорит с ней, поэтому удивляется: как будучи мужчиной евреем, Ты не просто говоришь «здравствуйте», а просишь напоить тебя, Ты хочешь войти со мною во взаимодействие, ты хочешь, чтобы я Тебя напоила? Как это может быть? Ведь не общаются, не взаимодействуют евреи с самарянами?! Слышит в ответ: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4, 10).
Что, неужели Ты больше отца нашего Иакова, который тут все выкопал? Смотри, столько тысяч лет мы все живем, и вода не оскудевает, хотя, конечно, тяжело по стольку верст ходить, набрать один кувшин поставив на голову, опять возвращаться, потом еще раз прийти набрать. Но все-таки это дает возможность и нам и нашим семьям и нашему скоту жить, существовать нормально. И Христос, разговаривая с ней, открывает, почему Он обратился к ней. Почему стала возможна их беседа. Во-первых, потому что Бог не хочет смерти и погибели никакого человека, нет воли Отца Небесного, чтобы погиб хотя бы единый от малых сих, не важно, какого он рода и какого он племени, какого он вероисповедания, где и когда он родился и в каких социально-политических условиях он находится, важно то, что он человек, существо богосоо́бразное и призванное к свободному достижению богоподобия.
Человек – это не просто отдельно взятая биологическая особь, человек – это многомиллиардная реальность самосознающих личностных инаковостей в единстве и общности богозданной человеческой природы, огромный единый организм, человеческая семья, человечество. Источником этой могучей реки – зернышком, из которого растет раскидистое дерево человечности есть Адам первозданный. Из него была взята, из его сути изведена Богом праматерь Ева (Быт. 2, 22) образом изведения. Сам Адам был сотворен Богом (Быт. 1, 26). А их потомство приходит через зачатие и рождение от них через их потомков и Адам является тем личным истоком, и корнем из которого все это исходит.
По предвечному же замыслу Божию главой этого древа в прямом и собственном смысле является Единый из Лиц Святой Живоначальной Троицы, единородный Божий Сын – Бог-Слово, Рожденный прежде всякой твари (Кол. 1, 15). И хотя во времени в истории для нас это раскрылось в день Благовещения Пресвятой Богородицы, а затем становилось понятно людям постепенно от Его Рождества в течение всей Его жизни и общественного служения, а потом в день Его Воскресения и Вознесения, и хождения в одесную Бога и Отца сидение, куда Он потенциально возвел с Собой и всех нас, единосущных с Ним по человечеству. Христос как Глава всего единого Богочеловеческого организма, сообщает ему через Себя, через Свою совершенно богоподобную человечность то, что Бог имеет в Себе по природе, усвояет присущие Божеству свойства, потому что соединение Божественной нетварной природы и сотворенной человеческой природы в Нем осуществилось в личности Его воипостасно – собственным образом. И поэтому свойства одного естества становятся собственными для другого.
И как голова в каждом из нас ведет за собою весь организм и передает от себя сигналы во все прочие члены и увлекает их за своим действием, то же самое с явлением Христа, сидящего человеческим естеством во славе Божества. Ибо в Нем первом наша человеческая сущность, естественно доброхотно во все этапы своего развития во всем неуклонно последовала всеблагой воле Отца Небесного в послушании до крестной смерти (Флп. 2, 8), и впервые в истории достигло непадательного состояния, которое в Нем и через Него может быть доброхотно по сходству с Ним усвоено и нами. Если Христос пришел для того, чтобы наделить нашу человеческую природу способностью быть богоприемной и богодвижной, то это открыло Духу Святому, в зависимости от проявления нашей свободы, качества и степени достигнутого нами сходства со Христом, сообщить и усвоить нам в личном взаимодействии, по закону межличностного общения, способность действовать богоподобно в любви (1Ин. 4, 16). Не жить, захватнически удерживая все и боясь, а вдруг мне не достанется, а в личном отношении с Богом преодолеть свою зависимость от порочного круга самости, чтобы через доброхотное приобретение христоподобия содействием Святого Духа, войти в одесную Бога и Отца сидение (Мк. 16, 19), согласно первосвященнической молитве Господа Иисуса: «Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною» (Ин. 17, 24).
Об этом Христос беседует с самарянкой. Как Бог, Который знает все, Он знал, что свобода этой женщины, этой личности, конкретизирующей единую и общую человеческую сущность, будет способна откликнуться на Божий призыв. И поэтому Он и остается здесь и ждет ее у колодца, когда она придет за своим обычным делом и просит ее напоить Его. Затем так выстраивает с ней беседу, что показывает нам, ведомое Ему, но недоступное нам: почему эта беседа могла состояться, потому что в самарянке была живая, а не прожженная человеческая совесть. Когда она догадалась, что этот еврей – Божий пророк, призывающая и исправляющая Божия благодать коснулось ее совести, в сердце возник вопрос: разве ты больше отца нашего Иакова?
Тогда, конечно, дай мне твоей воды, чтобы прежде всего не мучаться, ежедневно утруждая себя такими походами. Хорошо бы, чтобы никуда не ходить, чтобы всегда была у меня вода в доме. Тогда Он говорит ей: мужа своего пригласи ко Мне и вместе с ним приходи. Она Ему в ответ на это могла бы возразить, да Кто Ты такой, иноплеменник? У тебя и почерпала нет, чтобы достать воды, и ты мне обещаешь какую-то воду?! При этом она не может пойти против совести, она у нее жива. Поэтому женщина говорит Христу: у меня нет мужа и слышит: ты сказала правду Мне, проходящему иноплеменнику, ничего не имеющему, у тебя просящему. Ты не постеснялась сознаться в том, что обычно люди всячески маскируют и утаивают, чтобы прилично выглядеть в мнении других.
Действительно, у тебя было пять мужчин и сегодняшний шестой, с которым ты теперь живешь не муж тебе, а сожитель. Как луч света, пробившийся в замочную скважину, высветляет висящую в воздухе пыль, озарилась ее душа. Ее слова: вижу, что ты пророк, и если это так, то на это открывается глубина ее внутреннего мира, и доброкачественность ее совести выявляет ее загрязненность. Из предания праотцов наших мы, самаряне, знаем, что придет от Бога помазанник, придет Мессия – Христос, Который возвестит нам все самое главное, самое насущное, для чего мы живем. Вот, Я для этого и послан от Отца, чтобы взыскать и спасти заблудшее и погибшее (Мф. 18, 11).
И после этого, когда беседа завершается, а в сердце ее сияет свет Божией спасающей любви, самарянка опрометью, оставив у колодца все, бежит в свое селение и понимает, что никто из самярян, если она им скажет: там сидит еврейский пророк, ее не услышат. Но всколыхнуть любопытство: не сходить ли вам к колодцу, посмотрев чужака? А любопытство есть у всех и многие не прочь встретить прорицателей. И она им так и говорит: вы знаете ли, Кого я там у колодца Иакова встретила? Удивительно, он меня как облупленную мне показал, ни разу меня не видел, не знает, он еще ко всему прочему и еврей, все мне рассказал про мою беспутную жизнь, пойдите посмотрите, может и Он вам что-нибудь такое расскажет, что вы разберетесь не Мессия ли Он? У всех начала двигаться тонкая ниточка живого интереса, и за эту ниточку Господь направляет ко благу. Самаряне потом ей сказали, мы уже не потому к Нему приходим, что ты нам рассказала, что у Него есть пророческая способность, что ее можно употребить себе на благо каждому в меру своей хитрости или смекалки. Нет. Послушав Его и убедив побыть с Ним, они почувствовали и поняли, что Он действительно Мессия, Спаситель мира, Он действительно есть Бог их праотцев, Бог Авраама, Исаака, Иакова, Который все вокруг сотворил, для того, чтобы через Себя и в Себе привести людей в Духе Святом к общению с Богом-Отцом – Его Отцом по природе, а нашим Отцом по благодати.
Таков путь, который и нам сегодня предлагает Триединый Бог для того, чтобы мы вошли в Его Царство, чтобы мы осознали, для чего было наше зачатие, рождение, для чего дана земная эта жизнь. Чтобы здесь вырасти в меру полного возраста Христова (Еф. 4, 13), в меру детей Царствия Божия и путь для этого в познании Триединой истины, потому что Богу кланяться должно Духом и Истиной (Ин. 4, 24), Духом Святым, сообщающим нам способность жить в возглавленной Единородным Божиим Сыном Церкви Христовой (Еф. 1, 22-23) и единой по доброхотному сходству жизнью с Тремя несозданными Личностями Единого Божества. Должно лично, каждому из нас быть единонравным с Ними в общении дружбы и взаимной верной любви.
В царствование Римского же императора Нерона (54-68 гг.), самарянку, которую звали Фотина, по-славянски Светлана, осудили на мученическую смерть: сначала кожу с живой содрали, Господь же ее исцелил. Потом нагой бросили ее в глубокий колодец, оставив ее без воды и еды, и там она предала свой дух Богу, благодатью Которого мужественно и победоносно понесла страдания, явив свое богоподобие и приняв венец нетления вечного блаженства.
Добропобедно принимать такие страдания – это и есть единство жизни с Богом, когда жизнь Божественная, нетленная, бессмертная, побеждающая всякое тление, всякую болезнь, проявляется в нас, в меру нашей ответной любви и самозабвенной верности Богу. Пример ее жизни и мученической кончины до сегодняшнего дня является убедительным свидетельством победоносности любви, которой является Сам Бог Троица (1 Ин. 4, 8). И войти в эту полноту, воспринять этот дар, как железо воспринимает в себя огонь, и само, оставаясь железом, будет пламенеть. Тогда этим железом можно будет зажигать все, как свойственно огню, а огнем можно резать, как свойственно железу. В этом и есть замысел Божий о мироздании, чтобы люди были жилищем Живоначальной Троицы (Ин. 14, 23) и Бог стал всем во всем (1 Кор. 15, 28). Аминь.