Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшний воскресный день, запечатывающий собою 2012-ый от Рождества Христова год и пролагающий дальнейшую тропинку для нового 2013-го лета благости Божией, дал возможность нам, по обыкновению своему отложивши всякую иную жизненную земную заботу, собраться под сводами храма, у престола благодати на земле, чтобы очистить ум и открыть сердце для действия Божией благодати, очистить чувства свои и их настроить для принятия действия Божией силы. Очистить и самую плоть свою для того, чтобы ее напитать не только хлебом и водою, или другой земной пищей, но дать еще раз ей возможность насытиться пищей нетленной, исходящей от самосущего Божественного естества благодатью Святой Живоначальной Троицы, в пречистых Теле и Крови Богочеловека Христа.
И Господь не оставляет нашего делания без Своего видимого отклика. Только что Он предложил нам очень глубокую по содержанию беседу, которая открывает пред нами ту конечную цель, которая была для Него изначальным импульсом к творческому действию. Так бывает и в жизни каждого из нас. Когда мы желаем осуществить нечто, до сего не бывшее, то внутри самих себя, в своём мысленном обдумывании останавливаемся на определенном решении, от которого нам стало ясно, хорошо бы, чтобы это было. И когда мы начинаем подбирать в своих творческих возможностях различные средства к осуществлению замысла, в процессе реализации идеи внутренне сказанное нами слово материализуется, осуществляется в иноприродную для нас реальность, с которой можно взаимодействовать, умножая и распространяя благо.
Если во взаимодействие с созданным предметом привлечь других людей, для этого нужно будет объяснить приглашенным суть, свойства, назначение и цель, как предмета, так и взаимодействия с ним, чтобы они вместе единодушно объединились для достижения конечной цели. Так сейчас и Господь нам рассказывал о том, для чего Он замыслил, затем привел из небытия в бытие все многообразие существующего видимого и невидимого материального мира, а так же невидимый духовный мир, где живут и движутся Ангелы, существа личностные, как и мы, правда бесплотные, для общения между собой не нуждающиеся в речи, жестах или внешних знаках, которые выражали бы внутреннее движение их разумного духа.
Нам же, чтобы быть понятым, нужно звуком, жестом, письмом, иным знаком показать другому человеку суть, идею феномена. Восприняв этот внешний знак, он может войти во взаимодействие и правильно достичь цели. Ангелы общаются друг с другом напрямую, читают движения мысли. Люди же исповедаются в речи своей другому человеку, вызывая в нем то или иное осмысление, отношение и действие. В видимом же материальном мире есть тоже и невидимая сторона, сокрытая для нас падшим состоянием нашего естества. Это состояние в Священном Писании именуется кожными ризами (Быт. 3, 21), для нас недоступна та сторона материальной жизни, которая по своему действию максимально приближена к духовности, но не есть богозданный дух, потому что не только не является Божественностью по сути, но даже и не соо́бразно Создателю духодвижна, а лишь отпечатлевает невыразимую реальность единства и множественности Триединого Бога.
Об этом говорят ученые, и дети учат в школе на уроках физики о том, что все состоит из мельчайших элементарных частиц, которые есть ни что иное как энергия, как движение электромагнитных сил, разночастотные излучения электромагнитного поля. И это движение может быть зафиксировано нами в своем проявлении в том измерении, что называется квантом. По сути же весь чувственно воспринимаемый нами мир есть как бы свет, сплошное сияние, но мы, после грехопадения в раю, утратив через себялюбие возможность быть напитанными Богом и общаться с Ним лично по сходству и подобию, потеряли возможность видеть все как оно есть на самом деле. Поэтому окружающая нас действительность ощущается и понимается нашими поврежденными чувствами, лишь отчасти, гадательно (1 Кор. 13, 9).
Они искажены и замутняют действительность. У нас солнце есть, звезд нет, и наоборот! Полагаясь на эмпирическое восприятие, мы ошибаемся, ибо весь мир есть сгусток богозданных энергий, каждый из нас, по сути, есть живое пламя, только мы этого не видим. И Господь говорит нам сейчас о том, что все многообразие этого мира вызвал Он для того, чтобы сотворить великий праздник, брачный ужин Своему Единородному Сыну, как и мы устраиваем радостную трапезу на свадьбу своих детей. Бог сущностью один, но не одиночка. В Нем три Божественных собезначальных, неслитных, самосознающих Личностных Инаковостей, и Они мыслят, желают и действуют, в силу единосущия Своей Божественности, совершенно одинаково, Каждый тождественно с Двумя Другими, ни чуть не меньше, чем и с Самим Собой. Не как у нас, потому что каждый из нас, в падшем состоянии единосущного человеческого естества, зачинаясь в беззакониях и рождаясь во грехах (Пс. 50, 7), ощущает себя живущим сам по себе, отдельно от всех остальных, а в Боге три Божественных самосознания, три Божественных неслитных Личности живут неразлучно Друг в Друге, так что все, что в Отце начинается, то в Сыне проявляется и в Духе Святом наполняется.
И когда Бог выходит во вне Себя по Своей благости в действиях Своих, не переставая быть тем, что Он есть, обращаясь действием всеблагостным и животворящим ликом Своим от Тро́ического Самосозерцания во вне, тогда Он благоволением Отца, самодействием Сына и содействием Святого Духа называет несуществующее и Его воля тут же становится чьим-то бытием (Пс. 32, 9): квантом или фотоном, протоном, электроном или атомом водорода, кислорода, азота, или они соединяются в молекулы и образуется все многообразие созданно существующего. Но это существование, во всем обусловленное Божией волей, само по себе неустойчиво, текуче, оно из одного состояния энергии переходит в другое, из энергии движения перейдет в энергию тепловую или световую и так по кругу, формы беспрестанно меняются, а суть остается неизменной, замкнутой в круговорот многообразия в единстве, отражающей бездонную плодотворность Божественного естества. А Бог есть Самопричинное, Самосущее, Всеблагое Триединое бытие, источаемое нерожденно Отцом и все пребывающее неизменно в Рождаемом от Отца Сыне (Ин. 1, 8) и все же от Отца исходящем Святом Духе (Ин. 15, 26).
Отец для Сына Своего задумал устроить брачный пир, чтобы на этот праздник созвать все то, что в пресущественном и пребожественном Триединстве Своем, Он, предвечно созерцая Своим мирородным Умом, по благости Своей сотворил премудростью и могуществом, чтобы через личностные создания ангелов и людей насытить мироздание в межличностном общении с Собой, по его закону (Пс. 17, 26), обо́жением – единодействием по доброхотному сходству в обмене свойствами, как и мы общаемся друг с другом, чтобы мы могли общаться и с Богом и через Него друг с другом в радости пребывания в полноте Его несозданных обо́живающих нас действий, усваяемых нами в этом общении по доброхотному сходству и подобию с Ним в образе действования собственное наше достояние.
Как на браке все разделяют радость и все этой радостью начинают делиться, мало становится стен, в которых собрались, пошли на улицу, прохожих людей радовать, и они входят в эту радость. Таков замысел Божий о всем творении. Много званых, для всех открыто, всем показано, всем рассказано, для чего все устроено, но, к сожалению, мало принимающих призыв.
Мы созданы по образу и по подобию Божию (Быт. 1, 26) личностными, несамобытными, во всем бытийно-зависящими, разумными и самовластно действующими существами. Принимая через наших родителей этот дар от Бога в свое пользование, мы забываем Того, Кто его нам подарил. Из-за недоступности Его чувственному зрению не принимаем Его во внимание даже когда Он посылает к нам Своих посланцев: Ангела, пророка, учителя, возвещающих нам: приходите, войдите в радость Господина своего. Ответ наш: да не надо, не зачем, и так нам хорошо. Хозяин нас так хорошо способностями одарил, да мы еще друг у друга научились, у нас есть университеты, фабрики, кинотеатры, музеи, океаны, леса, поля, космос, мы можем делать что только захотим. Не спеши, со Своим браком.
И тогда Господин посылает слуг к тем, кому еще никогда не говорил, кто никогда еще о замысле Его не слышал, и их всех приглашают, чтобы дом Его наполнился соучастниками Его всепревосходящей полноты. И когда посланец сообщил об исполнении, всем сказал, и еще есть место, настолько широка благость Отца Небесного, что все множество созданных сущностей неспособно заполнить собой безграничную бездну милости Божией. Готовые же разделяли с Отцом и Его Сыном и их единонравными друзьями радость общения во Святом Духе.
Так это было в жизни пророка Божьего Даниила и его друзей Анании, Азарии и Мисаила (Дан. 3, 12). Они жили за шестьсот лет до Рождества Христова среди находившегося в Вавилонском плену израильского народа, знавшего, как мы сейчас знаем, будучи православными христианами, для чего мы родились, зачем мы живем и куда, и к Кому движемся. Совсем не для того, чтобы прожить восемьдесят лет и потом бы нас хорошо похоронили, помянули, но чтобы по всеобщем Воскресении приняли мы участие на празднике пира Божия, устраиваемого для Единородного Сына и тех доброхотов, что по сходству с Ним пожелают разделить Его жизнь (Мк. 8, 34).
Когда Господь приходит к каждому из нас, если мы открываем Ему пространство в самих себе (Откр. 3, 20), то, не меняясь сущностно, мы в меру нашего сходства с Ним в деятельности, принимаем в себя Его действования. Он по закону межличностного общения (Пс. 17, 26) действует в нас свободно и наполняет нас полнотой благобытия, как упомянутые три отрока, находясь в пылающей печи, огнем опалявшей на смерть слуг Навохудоносоровых, пребывали в пламени невредимыми, орошаемые сверхвещественной росой Божией благодати на удивление всем. Но для этого нужно наше личное доброхотное соизволение. Для этого нужна наша искренняя влюбленность в Триединого истинного Бога. По слову Господа, письменно сохраненному святым мучеником Иустином Философом в «Разоворе с Трифоном иудеем»: «В чем застану, в том и сужу».
Если нет в нас неутолимой жажды Бога, нет самозабвенной взаимной любви к Нему, то и нет в нас места для Бога, нет и действия в нас благодати Божией. Поэтому много званых, но не мало тех, кто не избрали Бога, отказались от Божия призвания, кому и без Него хорошо, предпочли Божественной литургии праздничный стол у телевизора в кругу близких и друзей. Но этот мнимо хороший выбор затем субъективно будет воспринят как плач и скрежет зубов (Мф. 8, 12). Господь не скрывает этого от нас, Он говорит, что Ему больно, как бывает больно родителям, учителю, когда они щедро все отдают детям и ученикам, а теми по ложному чувству самодостаточности бывают отвержены, не сумевшими взаимно благодарственно полюбить и быть верными этой любви.
Такое благожелательное назидание в этот заключительный воскресный день уходящего от Рождества Христова 2012 года, предлагает нам Господь. Ответим же на призыв Божией благодати, чтобы и мысли наши и надежды наши и воля наша, и мечты наши, и сердце наше, и чувства наши и самая плоть наша, осознав то, о чем мы, Богу содействующу, рассуждаем, полюбили то, к чему нас приглашают и через это сохранили бы нашу верность Святой Троице в дружбе и в взаимной любви, обретая ту радость, которую несет во всей полноте в Себе небесный Жених душ наших, чтобы нам и здесь на земле, в евхаристическом общении у Чаши Жизни, и по пробуждении от сна всей земли во всеобщем Воскресении радостно славить со всеми святыми великое имя Отца и Сына и Духа Всесвятого. Аминь!