Словом мира и любви о Христе в этот благословенный воскресный день, когда на нашей Тульской земле, в этой святой обители Рождества Пресвятой Богородицы, где перстом Божественного промысла определено было явить великую духовную радость для насельниц этой святой обители и для всего нашего богоспасаемого града живописный образ с частицей многострадальных, нетленных и многоцелебных мощей святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы и келейной ее инокини Варвары, и где всегда на второй день после памяти их страдальческой кончины, совпадающей с летним праздником преподобного игумена земли Русской аввы Сергия Радонежского, мы с особым духовным благоговением, радостью и умилением притекаем к их честно́му образу и к этим нетленным частицам такой же человеческой плоти, как у нас с вами, но ради Христа претерпевшим такие страдания, такие лишения и в них явившим не человеческое малодушие, не озлобление, не ропот, не крики страшных мук, а совершенное христоподобие – молитву за своих гонителей и мучителей: прости им, Господи, всем, они не ведают, что творят.
И сегодня мы слышали глагол святого Утешителя Духа Истины, возвещенный устами боголюбезнейшего апостола Павла, слышали по-славянски. Сейчас же услышим и по-русски в Синодальном переводе ХIХ века, более близкого для нашего современного русского наречия и понятного для усвоения внутреннего смысла слов святой Божественной Истины, которую, как и мы сегодня, в свое время слышали, а затем осуществили в своей жизни (Лк. 11, 28) и преподобномученица Великая княгиня Елисавета, и келейная послушница ее инокиня Варвара, и все новомученики и исповедники Церкви Русской. То же самое повсеместно во все времена слышали и слышат и все ученики Христовы: «По данной нам в Церкви благодати имеем мы различные дарования. Если кто имеет пророчество – пророчествуй по мере веры, имеешь ли служение – пребывай в служении, учитель ли – пребывай в учении, увещатель ли – увещевай, раздаватель ли – раздавай в простоте, наставник ли – наставляй с усердием, благотворитель ли – благотвори с радушием. Любовь да будет непритворна. Отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру, будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью, в почтительности друг друга предупреждайте, в усердии не ослабевайте, духом пламенейте, Господу служите, утешайтесь надеждою, в которой будете терпеливы, в молитве постоянны, в нуждах святых принимайте участие, ревнуйте о страннолюбии, благословляйте гонителей ваших, благословляйте, а не проклинайте, радуйтесь с радующимися, плачьте с плачущими, будьте единомысленны между собою» (Рим. 12, 3-16).
Внутренний смысл и содержание этого Божьего откровения так ясно и убедительно свидетельствуется во всю историю Церкви как добропобедными Христовыми мучениками, так и равноангельными бескровными страстотерпцами пустынножителями, по естеству такими же, как и мы с вами, людьми. Правда, хотя они, как и мы, дети Адама и Евы, но в отличие от нас, явили несокрушимую, самозабвенную, жертвенную любовь к Триединому Богу и по времени жили в другие исторические эпохи. Мы сегодня совершаем молитвенную память и преподобного аввы Сисоя Великого, подвизавшегося в самые первые христианские времена – IV, V век, и преподобного Сисоя, затворника Киево-Печерского – подвижника ХII столетия на нашей Русской земли, а так же преподобных родителей аввы Сергия Великого – Кирилла и Марии и всех его учеников – великий сонм русских людей, Радонежских Божьих угодников. И все они, как и мы с вами, слышали и ощущали сеяние словесного семени благодати Святого Утешителя Духа Истины. И каждый, принимая внутрь себя это семя, если затем наблюдал, что он в своей жизни из себя предлагает этому семени и отдает ли для преображающего действия его всего себя семени Божьей благодати: сухую ли землю, напрочь, как асфальт затоптанную, или на ней уже растет стеной себялюбия множество всяких сорняков так, что если и проклюнется доброе зернышко, то затмено́ будет. Или каждый из нас есть земля добрая, которая способна этому зернышку дать всю силу своих потенций и возможность во взаимодействии с нею раскрыться из полноты сокрытых в нем потенций в полноту актуализации христоподобия: вырасти в друга Божия (Ин. 15, 15), в меру полного возраста Христова (Еф. 4, 13).
По счастью, мы в жизни Святой, Соборной и Апостольской Церкви слышим и видим смысловое значение сути подлинной, Богом открываемой христианской жизни. Видим и ее конкретные проявления в таких же, как и мы, по естеству, но доброхотно благоприобретших богоподобие человеческих личностях. И знаем по нашей замечательной мудрой пословице, что вольному – воля, спасенному – рай. Потенциально все нам во Христе Иисусе открыто, все для нас в Церкви Его святой дано, а вот как мы этим воспользуемся, зависит от нашей решимости, ведь нет насилия Божественной благодати. Любовь Божия влечет к себе, пробуждает все наши силы и таланты, которые есть у нас, не от нас, а от Бога нам подаренные. А как мы ими распорядимся? Кому и чему мы будем подобны в своей жизнедеятельности? Это задача личная для каждого из нас.
И когда мы видим в исторической ретроспективе христоподобные примеры человеческого боголюбия, из глубин веков нам сияющие, и непосредственно, можно сказать, лицом к лицу, прямо бьет в глаза, этот пример замечательной жизни подвижников, мучеников и исповедников прошлого столетия нашей святой Руси и особенно, конечно, удивительный пример жизни и кончины преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, то сердечно, благодарно и благоговейно будем у них просить всегда, как просили сейчас в молитве, чтобы ничто не застило нам того спасительного креста (Мк. 8, 34), в терпении носимого христианами ради любви к христоподобию, чтобы и мы, каждый в свою меру, кому и как Бог дает, были верны и преданы Христу, Подвигоположнику нашему.
Мы не сводимы один к другому, мы все разные, у всякого путь свой. Но в центре у всех всегда и везде один и Тот же самый Христос в единстве Ипостасного соединения в Нем Божества и человечества, раскрывшегося совершенным послушанием воле Бога Отца даже до крестной смерти (Флп. 2, 4) за всех нас жертвенной спасительной любовью и воскресением из мертвых Его как первенца (1 Кор. 15, 20). В Нем и нам понятно и в меру этого доступно общение с единосущными Ему по Божеству Отцом и Святым Духом и единосущными Ему по человечеству святыми Божьими друзьями. И дай Бог, чтобы мы, отвергнувшись самих себя, себялюбивых и грехолюбивых, взявши нам посылаемый от Христа жизненный крест, который не по силам не дается (1 Кор. 10, 13), достигали богоподобия, то есть обожения (1 Кор. 15, 28), как и все боголюбивые ученики Христовы. Поэтому в этот праздничный день вседушевно приветствуя матушку-настоятельницу, спостящихся сестер, и всех вас, благочестивых паломников сей святой обители, всем желаю молитвенным предстательством святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары получить благодать Господню, принять ее внутрь себя как семя жизни, дать возможность этому ростку преобразовать нас по Христову подобию.
Причастников вседушевно поздравляю с принятием Святых Христовых Таин, именинников и именинниц с днем тезоименитства, и на всех вас призываю щедрое Божье благословение. Аминь.