Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Ныне в церковном календаре – особый день с прекрасным наименованием «Воскресение Торжества Православия». Впервые, как таковой, он был отмечен в Царьграде в 843 году от Рождества Христова при блаженной памяти Вселенском Константинопольском Патриархе святом Мефодии, при царствовавшей императрице Феодоре и ее сыне Михаиле в первый воскресный день Великого поста и положил конец почти что 120-летней иконоборческой смуте в Византии. К сожалению, в практике повседневной церковной жизни Византийской столицы славного Константинополя того времени многие люди почитали иконы, как Самого Бога.
Были такие ужасные примеры, когда наиболее ревностные иконопочитатели при совершении Божественной Литургии для преложения честных даров евхаристических хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, погружали в чашу так называемую «намоленную» икону Христа древнего письма. Подобные искаженные формы иконопочитания дали повод императорам под благовидным предлогом борьбы с идолопоклонством, на самом же деле ради возвышения своей политической власти над патриархами запрещать размещение для поклонения и лобзания в храмах святых икон.
Священные изображения, в греческом произношении – иконы, со времени первенствующей Церкви пользовались почитанием церковного народа в качестве благочестивого обычая, зафиксированного 82 правилом VI Вселенского Собора: «…Почитая древние образы и сени, преданные Церкви, как зна́мения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, принимая оную, как исполнение Закона. Сего ради, дабы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ Агнца, вземлющего грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству вместо ветхого агнца: да чрез то созерцая смирение Бога Слова приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания, и спасительной смерти, и таким образом совершившегося искупления мира».
Как видим в жизни святой Церкви исконно существовало благоговейное почитание святых икон как видимого символа осуществления предвечного Божия совета о мире и человеке, то есть обо́жения богозданного вещества материального мира в таинстве Боговоплощения, когда «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1, 14), нетленную Божественную славу, которая по сходству с Богом славы бывает усваеваема верующими и верными Ему христианами, доброхотно достигающими органического духовно-нравственного единства со Христом.
В ответ на действия императоров иконоборцев Церковь стала воспитывать в людях правильное понимание древнего обычая почитания икон. В 787 году прошел Второй Никейский Собор, вошедший в историю под названием Седьмого Вселенского Собора. Он определил, что честь, воздаваемая перед иконой, относится к самому изображенному на ней первообразному лицу, то есть той единственной, неповторимой и ни к кому другому несводимой личностной самосознающей инаковости духовно-разумного существа, властно обладающего воипостазированной им природой и присущими ей свойствами, а имя которого обозначается буквенными титлами.
Если самосущая, безначальная, бессмертная, животворящая Божественная природа пресущественно пребывает в трех собезначальных неслитных и нераздельных самосознающих личностных инаковостях Отца и Сына, и Святого Духа, будучи Троицей, во Еди́нице поклоняемой, и Еди́ницей в Троице певаемой Ипостасей, то Созданный по образу и подобию Божию человеческий род (Быт. 1, 26) в бесчисленном множестве самосознающих личностных инаковостей обладает единой и общей им всем сложной человеческой природой.
Это дает возможность Творцу и Промыслителю всего мироздания взаимодействовать с ним не только в строгих границах законов природного общения различных и многоуровневых естественных свойств богозданных сущностей, но и достигать общения свойств в межличностном взаимодействии по сходству в доброхотном уподоблении по свободно-разумному предпочтительному выбору в опыте дружбы (Иак. 2, 23), как в случае с праотцем Авраамом, названном в Писании отцом всех верующих (Рим. 4, 11), или взаимной любви, являемой самим триединством Божественной Троицы (1 Ин. 4, 8) и христоподобными духоносными людьми в жизни Христовой Церкви, «да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 13, 34).
Об этом святитель Григорий, архиепископ Фессалоникийский, красноречиво учит в «Десятословии по христианскому законоположению»: «Все есть творение единого Бога, Который в последние века, из Девственной утробы плоть приняв, на земле явися и с людьми жил, и за спасение людей пострадав, умерев и воскреснув, на небеса с телом вознесся и сел одесную величествия на высоких, с каковым телом опять приидет судить живых и мертвых. Его, ради нас вочеловечившегося, икону сотвори, по любви к Нему, и чрез нее воспоминай о Нем, чрез нее поклоняйся Ему, чрез нее возводи ум свой к поклоняемому телу Спасителя, седящему во славе одесную Отца на небесах. – Равным образом и святых иконы и создавай, и поклоняйся им, не как богам, – что воспрещено, – но во свидетельство твоего с ним общения любви к ним и чествования их, ум свой возводя к ним чрез иконы их; как и Моисей сотворил иконы Херувимов и поставил во Святом Святых, да и само Святое Святых было образом пренебесных вещей, а Святое носило образ всего мира, и Моисей назвал его Святым, не создания славя, но чрез них мир сотворившего Бога. – И ты не почитай богами икон Господа Иисуса Христа и святых, но чрез них поклоняйся по образу Своему вначале нас Создавшему, а после сей самый наш образ Свой благоволившему воспринять по неизреченному человеолюбию Своему, и в нем описуемым стать. И не образу только Христа Господа поклоняйся, но и образу Креста Его, потому что он есть знаменье победы Христовой над диаволом и над всем полчищем сопротивных сил, почему они трепещут и бегут, когда видят его изображаемым. Образ этой, и прежде появления первообраза, был высокопрославлен в пророках и явил великие и дивные чудеса, и во второе пришествие распявшегося на нем Господа Иисуса Христа, имеющего приити судить живых и мертвых, предыдет пред Ним, как страшное и великое знаменье Его силы и славы. Славь же Его ныне, чтоб тогда с дерзновением воззреть на Него и спрославиться с ним. И иконам святых поклоняйся, как сораспявшихся Христу, крест изображая на лице своем и на память приводя действенно проявившееся в них причастие страданиям Христовым. Равным образом чти и гробницы святых и какие-либо останки от костей их: ибо не отсупила от них благодать Божия, как и от поклоняемого тела Христова не отсупало Божество во время животворящей Его смерти. Делая же это и славя прославивших Бога, как явившихся чрез дела совершенными в любви Божией, ты вместе с ними прославлен будешь от Бога».
Поэтому мы сегодня празднуем неразрывное единство жизни несозданной Божественной и жизни Богом сотворенной. Бог и человек, как личностные самосознающие инаковые реальности могут проявить себя в совершенном самоопразрачнивании, радостном доброхотном по сходству одарении собой друг друга достигая единства жизнедеятельности. Ценность жизни в ее земных измерениях состоит в приобретении богоподобия в бескорыстной самозабвенной любви, которую мы молитвенно взыскиваем у Бога Любви перед началом каждой Литургии единым сердцем и едиными устами взывая: любовию Твоею, уязви души наша, да, к Тебе всегда взирающе и еже от Тебе светом наставляеми, Тебе, неприступнаго и присносущнаго зряще Света, непрестанное Тебе исповедание и благодарение возсылаем, Безначальному Отцу со Единородным Твоим Сыном и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.