Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 28-29). Господь только что беседовал с нами, обещая покой душам нашим. Этот покой, по мудрому слову того, кто так же, как и мы, искал его в своей жизни и в отличие от большинства из нас, сумел найти, есть предвечно от Бога-Отца исходящий (Ин. 15, 26), собезначально в Сыне почивающий, и Им в Церковь посылаемый Дух Святой, Который может быть усвоен нашим тварным человеческим духом, приобретен нашим чистым человеческим сердцем в межличностном общении с Богом-Троицей по мере доброхотного сходства нашего со Христом как самым желанным великим сокровищем, как самым значимым и главным, что есть в нашей жизни.
Почему так? Почему только в соединении духа человека с Духом Божиим – Утешителем можно прийти к достижению счастья, к которому мы всегда стремимся? Потому что жизнь наша, хотя и переживается каждым из нас опытно, как нечто данное нам в нашу собственную власть, от каждого из нас по сути своей не зависит. Есть некий закон жизни, и он не нечто слепое и абстрактное, а Личностная Триединая самосущая животворящая Пребожественная всеблагая Реальность, причастием к действиям, благодати Которой все, Ей задуманное и созданное живет и движется, и существует (Деян. 17, 28). Эта реальность – личный Самобытный, бессмертный Бог-Троица.
Тремя Собезначальными неслитными Самосознающими уникальными личностными Инаковостями в постоянном взаимоопразрачнивающемся общении самозабвения Каждого перед Двумя Другими, являет единство Пребожественной сущности Друг в Друге, абсолютное тождество бессмертного, собезначального и бесконечного всеблаженного бытия, хотения и действования. Сотворив доброхотно по преизбытку благости Своей все многообразие форм невидимого и видимого миров, и в них род человеческий, Сам будучи разумным Триипостасным Духом (Ин. 4, 24), Любовью (1 Ин. 4, 16), Бог создал человека соо́бразным Себе и призвал нас к доброхотному уподоблению Ему, чтобы мы были Его жилищем (2 Кор. 6, 16).
Для этого Всеблагой Творец одарил человека сообразным Себе личностным способом существования, чтобы мы могли лично предстоять Ему и так же выстраивать с Ним отношения межличностного общения, как Три соприсносущных Лица Божества сообщаются между собой, так и мы осуществляли бы наше повседневное взаимодействие, по выраженному пословицей закону: “С кем поведешься, того и наберешься”, а по Писанию: «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно, с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его» (Пс. 17, 26-27). Каждому из нас нормой нашего существования Бог определил быть нерукотворным жилищем (Ин. 14, 23) и храмом (1 Кор. 3, 16) Ему.
В нашем сознании, в нашем духе, пребывающих в норме богоподобия, появляется ровная радость, счастье и покой, а в личной и общественной жизни складывается единомыслие с друзьями и коллегами, открывается возможность добродушного и благоплодного взаимодействия; с родными же и близкими радостоносная симпатия, взаимоуважительная дружба и верная взаимная любовь. Из опыта такой жизни нам ясно открывается, что Бог принял на Себя ответственность за риск создания природно ограниченных и причинно-зависимых личностных самовластно действующих разумно-волевых существ: ангелов и людей и Сам, воспринял в Ипостась Единородного Бога-Слова единую и общую со всеми людьми человеческую природу, чтобы в Себе Самом спасти ее, от природной ограниченности, неустойчивости, и последствий добровольного падения прародителей человечества, то есть от человеческой тленности, болезненности, страстности и смертности, приведя ее через непоколебимое послушание всеблагой воле Бога-Отца (Флп. 2, 8), даже до Креста и сошествия во ад, в совершенно непадательное богоподобие соработничеством в согласии Божественной и человеческой воль.
Затем, по благоволению Бога-Отца, содействием Святого Духа, Христос Господь – новый Адам (1 Кор. 15, 47) – Донор богочеловечества дает Свое обо́женное Человечество как лекарство от нашей болезни грехолюбия и смертотворчества, и, если мы будем принимать его разумно, с желанием, твердой решимостью не грешить и будем дорожить им как наивысшей ценностью, тогда через доброхотное послушание откроется и в нас внутреннее стремление не жить для себя и ради себя, а жить ради Жизни (Ин. 14, 6), ради Христа, то есть во славу Божию и на радость людям, потому что смысл жизни не в смерти – следствии нашего самохотного грехолюбия в богозабвении и богонечувствии, а в Самой Истинной самосущей Жизни – Боге-Троице.
Понимание правильного смысла жизни приходит только тогда, когда мы органически прививаемся ко Христу, «Лозе истинной» (Ин. 15, 1). Начинаем понимать, что жизнь – не просто некий биологический процесс, нет! Жизнь – это не не́что, а Не́кто: Пресвятая животворящая Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Она живет не только внутри Самой Себя, а дарует по причастию Своим творящим и промыслительным энергиям окачественное существование и жизнь другим, до того не бывшим существам, открывает Себя для взаимодействия в межличностном общении по сходству ангелам и людям, хочет этого общения и нас влечет к нему.
Так Бог устрояет все потребное к тому, чтобы мы могли понять, принять, вместить и удержать Его нетварные дары, присущие Пребожественной, метафизической сущности Его энергии, Божии силы, действия, как наши собственные. Для этого Единородный Божий Сын не только становится и Одним из нас, не только возглавляет Собой человеческий род, но устрояет «Свою Церковь» (Мф. 16, 18) и в ней среди друг другу преемственно приходящих в потоке истории людских поколений в тех, кто откликаются свободно и доброхотно на открываемые Им смыслы богоподобной жизни и добровольно покоряются действию Божественной Любви и благодати, создает особое Свое пребывание и местожительство в них (Ин. 14, 23) по благодатному вселению и взаимопроникновенному обмену свойств в обо́жении.
И мы видим, как в каждую историческую эпоху, в различных общественно-экономических формациях, в разном культурно-историческом контексте люди откликаются на этот призыв Божественной благодати. Как постепенно человек становится способен преодолеть свою ложную и смертотворную самодостаточность, увидеть красоту Божественной Триединой Жизни и направить свою волю к поиску Ее, обретая содействующей себе несозданную Триединую и многоразличную по действиям Божественную благодать.
Великий сын нашего русского народа – святой благоверный князь Александр Ярославич Невский показывает нам в этом убедительный пример. Его земная жизнь не была, по современным нашим меркам, жизнью привлекательной – всего навсего 43 года, исполненных тяжелого труда и многих невзгод, а какое внутреннее духовно-нравственное содержание этой жизни, какая наполненность богоподобной красотой! Оказывается, не количеством лет исчисляется полнота человеческой жизни. Можно прожить до глубокой старости и так никогда из младенчества не выйти, а можно быть и немноголетним по возрасту, а полноценным по глубине богоподобия, – когда сердце, интеллект и воля сходятся в своем истоке в движении действий не для себя, а для Бога, благочестно и благодатно христоподобно действуют изо дня в день во славу Божию и на радость людям, являя полноту меры возраста Христова (Еф. 4, 13).
Вот так и было в его жизни. Святитель Владимиро-Суздальской земли, постриженник и воспитанник Киево-Печерской Лавры, один из составителей Киево-ПечерскогоПатерика, преподобный Старец Симон посвятил пятилетнего Александра на служение княжеское и преподал наставление: помни, что ты не свой, а Божий. Поэтому только тогда ты жив, когда прославляешь Бога и в душе и в теле своем (1 Кор. 6, 20), никогда не позволь себе распорядиться ни мыслью твоей, ни желанием твоим, ни движением плоти твоей по-своему, а представляй всегда мысли и все желания твои в волю Бога Твоего, потому что в этом подлинные жизнь и благо, и исполни, что Господь тебе предлагает в Писании или особым откровением через духовника, а так же наставление в писаниях святоотеческих или, что бывает крайне редко, через Ангела.
Поэтому, двадцатилетний юноша – благоверный князь Великого Новгорода, когда на северо-западные окраины державы нашей Российской захватнически напали соседние шведы, вооруженные по последнему слову боевой техники, благоверный Александр идет в храм Божий, в Новгородский дом Софии Премудрости Божией, посвященный Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, и молится: «Господи! Враги наши на колесницах и на конях, а мы имя Твое призываем!» (Пс. 19, 8). И когда ощущает в сердце своем, обретает христоподобное отношение к своему христианскому и государственному долгу, что готов жизнь свою за веру отцов, за свой народ отдать с радостью, во славу Божию в этом проявляет христианскую жертвенную любовь, а любовь свойство Божественное (1 Ин. 4, 16), – тогда совершаются чудеса. Тогда Господь идет и спереди, и сзади, и справа, и слева Своего боголюбивого слуги. И сила вражия тает, как воск перед лицом огня (Пс. 67, 3), а богоносная, богоприемная немощь смиренного сердца христианина приносит победоносный плод радости и утешения, плод мира и свободы своему народу, плод несомненного знания, что не в силе Бог, а в правде! И всю свою последующую жизнь, по подобию Христову, самоотверженно приносил Великий князь на алтарь жертвенной любви. За богохранимое Отечество и свой народ, шел на смерть, зная внутреннюю сердечную предобрученность Жизни. Являлся победоносцем как в сражениях с вероломными европейцами, так и в дипломатических трудах с оккупантами ордынцами.
Будучи Государем, ни разу в своей жизни он не жил корыстно, исключительно для самого себя. Он самоотверженно и ответственно служил Церкви и народу. Воспринимая свою жизнь как дар Божий, подлежащий творческому преумножению и отчету пред Дародателем (Мф. 25, 14-46), он по-христиански видел для себя, как Государя, особую жизненную привилегию первому иметь возможность отдать ее без остатка, по любви к Богу, Который Себя отдал жертвенной любовью людям – Своему созданию. И это принесло благоуханный плод христоподобия и святости.
Наконец, завершая земное свое служение Богу и Отечеству, возвращаясь из своего последнего дипломатического путешествия в Орду, пребывая в служении, как добрый воин Христов (2 Тим. 2, 3) предает Он дух свой Богу. И как Господь и современники благоверного князя, так и все потомки, благодарно хранящие светлую память о нем, видят, что нет ничего в нем, что было бы горделивой самостью его, – все в нем Божие! Так что последний свой земной вздох приносит благоверный князь с обновлением обетов, данных Богу при крещении, совершенно отрекаясь во зле лежащего мира сего (1 Ин. 5, 19)! В этом непоколебимое свидетельство того, что самое желанное, что есть в нем, самое дорогое для него – Святая Троица! И Господь принимает это обновление его сердца и дает ему новое имя (Откр. 2, 17), и он уходит из жизни земной в вечную уже в ангельском чине и достоинстве – как преподобный схимонах Алексий.
И когда через девять дней из Городца на Волге, в Нижегородской земле, где он и закончил свою земную жизнь, он был привезен в столичный град Владимир на Клязьме, Первосвятитель всея Руси митрополит Кирилл II совершил чин отпевания благоверного князя-схимника, и от лица всего народа, осознавшего невосполнимость понесенной утраты, сказал: «Закатилось солнце красное земли Суздальской!». Можно понять неизбывную скорбь наших с вами предков того времени, которые имели такого государя-христианина в подлинном смысле этого христоподобного служения.
Господь же сразу прославляет Своего верного слугу. Когда святитель Кирилл захотел разжать окоченевшую кисть руки князя, чтобы вложить в нее рукописную разрешительную молитву, последний дар Церкви на земле, благоверный инок сам поднял руку, и взял это напутственное благословение. Такова сила богоподобной любви, которая стала сутью его жизни на земле.
И мы имеем схожие житейские трудности, и треволнения. И нас апостол Павел учит: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5, 21)!
И святой благоверный князь Александр Невский своей жизнью ярко нам показывает, что должно быть центральным и главным в нашей личной и общественной жизни. И по блаженной кончине своей не оставляет своего участия в исторических судьбах Отечества и православного народа нашего. Преподобный князь спустя сто лет после первого своего чуда при погребении, когда праправнук его благоверный князь Дмитрий Донской шел на Куликово поле, продолжая труды своего пращура по защите народа и Отечества в битве с мамаевыми ордынцами, святой князь Александр, по Божию смотрению, являет свою силу и свое участие в защите Руси!
Пономарь, трудившийся в храме мужского монастыря Рождества Богородицы при гробнице преподобного во Владимире, видит, как приходят благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб, подходят к раке Александра Невского и говорят: «Вставай, княже, пойдем помогать сроднику нашему Димитрию!». И тот встает из гроба! И свеча, расположенная на подсвечнике, сама собой возжигается! Пономарь же возвещает начальству о виденном, совершается канонизация и обретение мощей святого Александра, а гонец мчится с берега Клязьмы к войску Дмитрия к Дону, чтобы доставить благую весть. Победа на поле Куликовом – священная страница Отечественной истории. А 64 года назад в эти декабрьские морозные дни оккупации южных областей нашей страны немецко-фашистскими войсками, когда враги подходят к Туле, и уже устремляются к Москве, Александр Невский вновь начинает помогать своим правнукам, теперь уже солдатам Советской армии, гнать врага от Тулы и Москвы до Германии вон из пределов земли русской!
В этот день 5 декабря 1941 года, в канун дня памяти святого защитника Руси, началась победоносная оборона под Москвой, когда, по молитвам Церкви небесной, в едином ратном и трудовом порыве со всем народом нашим, и природа крепкими морозами била непрошенных фашистских захватчиков. И то, что казалось несокрушимым, стало рушиться. Все от мала до велика жертвенно трудились для фронта, для победы. Неожиданно открывались храмы, из лагерей возвращали чудом уцелевших священников. Народ, физически обессиленный тяготами войны, наполнял храмы и усердно молился, и каялся, не по форме только, а по сути являя свое единонравие, единодушие и единодействие со святым Александром. Его же молитвами, Господи, Иисусе Христе Боже наш, спаси и помилуй нас, грешных. Аминь.