Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Словом мира и любви о Христе в этот светлый праздничный день Субботы Акафиста –Похвалы Пресвятой Госпожи нашей Богородицы и Приснодевы Марии, приветствую всех вас, всечестные отцы и возлюбленные о Господе братья и сестры.
Вот уже к своему завершению устремляется пятая седмица святого и Великого поста. Опыт, который за это время мы сумели приобрести в достодолжном исполнении заповедей Христовых через слышание слова Божия и стремление осуществлять слышанное в своей повседневной жизни, убеждает нас в глубине и доброкачественности опыта предшествовавших нам поколений православных христиан. Опыта, который выражен формулой святоотеческой аскетики: Бог наш, притом, что Он есть безграничная и совершенная жертвенная любовь, не спасает нас без нас. Ибо спасение есть встреча жертвенной любви Божией с произведенной самовластной человеческой свободой через себялюбивое богозабвение смертью, и через воскресение вводящей во Христе Спасителе человеческое естество наше в одесную Бога Отца сидение и ждущей нашей ответной благодарной человеческой любви, способной как свои собственные усвоить себе нетварные действия и благодатные дары Святого Утешителя Духа в меру доброхотного нашего христоподобия.
Для нас это – путь преодоления своей заземленности, горизонтальности, путь движения по вертикали, путь отвержения смертоносного грехолюбия, самих себя (Мк. 8, 34), путь нашей жертвенной ответной человеческой сыновней христианской любви к своему Творцу и Искупителю и Освятителю. И полноту этого пути из всего великого множества конкретных человеческих самосознающих личностных инаковостей мы со всей ясностью видим в Преблагословенной Матери Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа – Приснодеве Богородице Марии.
Видим, какой духовно-нравственной высоты, какой физической красоты, какой неизреченной глубины самоотвержения может быть человеческая богозданная ответная любовь к Богу! Так, что кроткое слово создания способно низвести в мир Творца. Претерпев же на Голгофе страшные мучения при безвинном страдании Сына Своего за грехи и беззакония наши (Ис. 53, 5) и слезами истекавшая от душевной своей боли, Она Сама отирает всякую нашу слезу. Когда мы достойное по скверным делам своим принимаем, когда у нас не хватает сил претерпеть заслуженный нами укор со стороны правды Божией и человеческой, Она приходит утирать наши слезы – без всякого упрека, укора, бескорыстно и радостоносно.
Такой может быть человеческая любовь, и так открывается она в любви Божией!
И наш внутренний слух может обновиться примером преподобной Марии Египетской. Она, будучи христианкой, беззаботно смолоду развратно жительствовала по зову падшей человеческой природы, и по благости Божией, видящей и сокровенные глубины человеческих сердец, была отрезвлена, как землетрясением, когда не смогла пройти вместе со всеми, чтобы получить положенное по формальному праву крещеного христианина – зайти внутрь храма и приложиться к иконе праздника (а это был Крест Господень). И тогда, ища опоры, как утопающий ищет соломинку для спасения, увидела образ Пречистой Девы и взмолилась из глубины своего духа: «Ты – Чистая Дева, Матерь и как все мы, Женщина, а я – падшая женщина. Умоли Сына Своего, чтобы мне не погибнуть, но познать всю глубину жертвенной любви Божией. И я изменю все в своей жизни, я перестану жить тем, что хочет моя плоть и чего ищут мои развращенные эгоизмом душевно-эмоциональные способности. Я буду верна этому Огню Духа Божия, Который сойдет по благости в мое сердце и возгорится в нем!».
И помните, как открылись источники слез покаяния, как, приложившись к кресту Господню, она, исповедовавшись и причастившись, пошла к иконе – поблагодарить Матерь Божию. От Нее услышала благое повеление – идти за Иордан и там обрести полноту того, что отчасти получила в залоге – не теоретически, а опытно пережив богообщение своим человеческим естеством.
И потом, все долгие десятилетия борьбы со своим грехолюбивым по навыку естеством и с врагом нашего спасения, через естество восстающего на ищущих спасения (1 Пет. 5, 8), она вспоминала пережитое богообщение и это давало ей силы претерпевать и зимний холод до окоченения, и летний зной до совершенного изнеможения, и в полном самозабвении ввергать все в пучину Божией благости и познать то, чего иначе она никогда бы не познала. Бог Сам, вочеловечившись и душой Своей сойдя до глубин ада, уничтожил его и дает в Себе Самом силу нам, в беззакониях зачатым и во грехах рожденным (Пс. 50, 7), в меру нашего стремления быть с Ним единомысленными, единонравными, единодушными и единодейственными, испытывать следствие грехолюбия. Но не одним, а вместе с Ним достигать в доброхотном сораспятии Ему нашей злотворной самости органического с Ним единства, давая душе опытный навык держать ум свой во аде и не отчаиваться, в смирении богоприемно питаться Его благодатью настолько, что, когда Зосима предложил ей коливо, то она взяла только три зернышка, сказав: «При Божией благодати этого достаточно».
Вот какой должна быть любовь человека к Богу и каковы ее плоды, благоухающие ароматом богоподобной любви к нам Божией Матери и животворящей жертвенной любви Бога нашего, во Святой Троице славимого и поклоняемого, Ему же слава и держава во веки веков. Аминь.