Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил вечерню с чином прощения во Всехсвятском кафедральном соборе Тулы в сослужении соборного духовенства.
По отпусте вечерни совершено усердное моление перед началом святой Четыредесятницы, а так же о восстановлении мира на Донбасе и Украине.
Затем владыка обратился к пастве с архипастырским словом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2) — этим призывом Единого от Святой Троицы Единородного Божьего Сына, в предвечном Божием совете определившего Себя к тому, чтобы по восприятию в полноте отображения в Себе Самом всей полноты жизни Отчей Божественной ипостаси всех замыслов и смыслов, в ней пребывающих, отображающего Собою беспредельную глубину благотворности Божественного естества для того, чтобы привести его во взаимодействие с богозадуманной и богоосуществленной реальностью всё её многообразие через Себя в той глубине взаимодействия и общения с нею, которое позволило бы этой созданной и несамобытной и во всем обусловленной реальности достигать того состояния блага, которое Божественная сущность, пребывающая в Трёх Несозданных, Неслиянных и Несводимых одна к другой Самосознающих Божественных Личностей Отца и Сына и Святого Духа, могла бы, по благодати, стать полноценным достоянием всей этой многообразной сущности богозданной, имеющей по природе естественное стремление к тому, чтобы привлечь, принять, вместить и удержать Божественную благодать и, ею преобразившись, получить полноту не просто бытия, не просто благобытия, а присно благобытия в нетлении, бессмертии и совершенном богоподобии по сходству деятельности.
Для этого Самого Себя определивший к тому, чтобы соединиться, как знает Сам, с этой реальностью через человеческое естество, которое по замыслу Божьему осуществляет, являет собою концентрацию и выражени, как в фокусе, всего многообразия богозданной сущности и через это восприятие в испостасное соединение с Собою человеческой природы проложить реальный путь к тому, чтобы через каждого конкретного человека, разумно познающего окружающую действительность, как дар, полученный через родителей от благого Создателя и Промыслителя, устремляться к нему, в достижении доброхотного, сознательно предпочтительного выбора, сходства в образе мыслей, в образе желаний, в характере своих действований, выражающихся в словах и поступках. Достигать по закону межличностного общения — с кем поведешься, от того и наберешься — с преподобным, по откровению Духа Святого, выраженного словами царя –пророка и псалмопевца Давида, и ты преподобен будеши, с неповинным и ты неповинен будеши, с избранным и ты избран будеши, и со строптивым — разратишься, и опытом всех откликнувшихся добросовестно и доброкачественно на следование в своей жизнедеятельности этому закону, утверждающих, что если с бесом поведешься, то осатанеешь, а если с Богом подружишься, то обожишься (Пс. 17:26).
Это откровение Божественной любви и богоподобного призвания каждого конкретного человека есть откровение того Предвечного Божьего совета, полнота которого стала доступна для нашего и разумного, и чувственного восприятия непосредственных Таинств Боговополощения, и в раскрытии всей священной евангельской истории, доступной каждому из нас в восприятии того свидетельства о ней, которое оставили самовидцы этой священной евангельской истории, те ученики и апостолы Христовы, которые свидетельствуют о том, что их повествование, их рассказ не о чем ином, как о вечной жизни, которая от начала была в Боге и у Бога и была Бог (Ин.1, 1) и которая явилась нам(1Ин. 1, 2) которую, как свидетельствует один из них, возлюбленный ученик Христов Иоанн Богослов, «мы видели своими глазами, мы слышали своими ушами, мы осязали своими руками, и Он на Тайной вечере сподобился великой радости, которую ангелы не имели никогда, желая бы приобщиться» (1 Пет. 1, 12).
Желая бы приобщиться, проникнув в эту тайну Божией любви к человеческому роду, когда приложил ухо свое к груди Спасителя и Господа и слышал биение пульса Богочеловека, Который есть совершенная, самозабвенная Любовь к падшему Своему созданию, Любовь до Креста, Любовь до ада, Любовь, которая есть, в отличие от Адама первозданного, совершеннейшее послушание воли Бога и Отца, не хотящей смерти грешника, но всячески ищущей его спасения чрез познание Истины и приобщения к ней, снисходя в этом Своем служении, в этом беспредельном доверии Своей, единой со всеми нами, человеческой воле, воле Бога и Отца даже до ада, сотворенного нами и продолжающего твориться нами всякий раз, когда мы топчем свою совесть, когда мы отказываемся от благоразумия в восприятии Бога не просто как высшего начала и как разумного организатора всей деятельности Вселенной, а как Того, Кто есть моё начало и предельная цель моего существования, в котором каждый из нас живет, движется и существует (Деян. 17, 28).
Всякий раз, когда мы отказываемся от этого в своей жизни, мы строим ад для себя и для всего того, чем мы обладаем в своей жизни — для всей Вселенной. И этот ад принял на Себя воплотившийся и вочеловечившийся Господь и Спаситель наш Иисус Христос и священнодействовал Своею жертвенною любовью исправление нашего зла и нашей неправды, когда взмолился перед Своим последним вздохом к Отцу Небесному как Первосвященник в исповедания нашего: «Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят!» (Лк. 23:34), и через это привлекая к Себе всякого, кто примет свидетельства святых апостолов не как легенду, не как некий исторический документ о возможно бывшем, а возможно и не бывшем событии на Ближнем Востоке в те давние времена когда в Риме правил император Тиберий, а его наместником в Иерусалиме был Понтий Пилат, а когда будем относиться к этому, как к тому индикатору доброкачественности и недоброкачественности человечности каждого из нас, когда не просто будем собираться по воскресным дням вечерами святого Великого поста для того, чтобы прослушать, как священники читают акафист Страстям Христовым и будем слышать там упоминание Откровенного Духом Святым благовестие об этой жертве, изреченного устами ветхозаветного евангелиста пророка Исайи: «Вем, наполнГосподи, вем, воистину знаю с пророком, почто червлены ризы Твоя… почто венцом терновым украшен Твой лик Пречистый, почто наполнены и затемнены кровными потоками Твои лучезарные очи?! Аз, Господи, я грехами мои возвел тебя на этот Крест, на эту Жертву, потому что Ты не терпишь того, чтобы своим безумием я, падшее Твое создание, продал себя насильству дьявола! Ты пришел и искупил меня Своею жертвою! Прости, прости моё безумие! Пощади падшую мою душу и прими этот худой и гнилой вопль духа моего как то единственное, как навоз и гной, что я могу принести к подножию Креста Твоего, приложив к окровавленным пальцам стоп Твоих свой лукавый лоб! Прими меня, падшего! Прими меня, самого себя и других грехолюбием, богозабаениеи и богонечуастаием убившего! И как имеешь власть не только потому, что Ты как Бог Совершенный, Всемилосердный и Человеколюбивый, но и как Человек, любящий и падшего в его создании до такой глубины самоотречения и самозабвения, и верни мне меня обновленного, преображенного и дай мне силу перестать быть грехолюбцем и смертотворцем! Дай мне благодать вохристовления! Дай мне силу покаяния!»
Поэтому мы с вами в дни приуготовления к времени святого Великого поста слышим замечательные боговдохновенные глаголы преподобного Феодора Студита: «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче!» и должны понять, что покаяние — это не просто одно лишь эмоциональное сокрушение, но прибавить к нему необходимо некий труд как бы преодоления стыда совестного, чтобы прийти к Тебе Невидимому и исповедать свою неправду пред свидетелем Твоим, от Тебя поставленным человеком, облеченным благодатью священства иереем, и по большей части осуществить это просто как формальный отчет о проделанных своих, как я считаю, беззакониях, неправдах и пороках, чтобы затем успокоить свою совесть., погладить ее нежно — ну, все. Что можно было сделать, мы сделали, теперь не надо, чтобы сердце болело… Нет, надо, чтобы оно болело!
И мы сейчас будем изо дня в день, вместе с преподобным сирийским пустынножителем,
великим аввой Ефремом просить у Бога, чтобы он не позволил этому нашему малодушию и себялюбию зализать и заласкать свою совесть — «даруй мне, Господи, всегда видеть моя согрешения»;чувствовать боль своих грехов и неправды, как при всякой болезни, которая нас настигает, прилагать все усилия — и свои собственные, и врачей привлекать, и родных, и друзей, и близких: «помогите исцелиться, вместе со мной подвизайтесь!» — вот это есть «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2).
Возможно это только тогда, когда мы не формально будем знать о евангельской истории, о Воскресении Христовом, о том, что Пасха придет после окончания Великого поста, а будем знать, что в любую секунду, в любое мгновение все, что здесь мне от Бога дарствуется ради того, чтобы в восприятии этого многообразия своей познавательной способностью, через проникновение во все многофункциональное и выявление того порядка, по которому всё это, взаимодействуя, приносит благо и одаряет участвующего в этом благотворчестве осушением гармонии, Его познать как начало и конец своего движения и стремления так, чтобы реально ощущать то, что читаем из свидетельства жизненного опыта того же первоверховного апостола Павла: « для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп. 1:21). В любую секунду жить живым ощущением «чаяния воскресения мертвых и жизни будущего века», живого общения с Отцом, Сыном и Святым Духом по сходству в своем единомыслии, едночувствии, единонравии, единодушии и единодействии во Христе — тем самым вохристовлением.
Потому сегодня мы и слышали за богослужением от апостола Павла, что такое покаяние. Он нам сказал в послании к Римлянам, что нам надлежит совлечь с себя дела тьмы и вместо этого одеться не по сезонам времен года, в соответствии с той модой, которую диктует предпочтительный выбор человеческой цивилизации, а облечься в свет Христов (Рим. 13: 12-13). Как тот же апостол Павел в послании к Филиппийцам говорит, что у нас должны быть те же мысли, те же чувства, те же действования, слова и поступки, как и во Христе Иисусе (Флп. 2:5).
А что же эта за тьма, в которую мы одеты и которую никак не чувствуем каждый, вглядываясь в самого себя, а оценивая себя высокой шкалой христианского и человеческого достоинства? Да это то, что каждый в самом себе, никому не открывая, внутри своей души, где совесть видит все так, как есть, и Господь читает в этой совести все так, как она видит: за то, что стыдно, за то, что жжет изнутри — в мыслях и желаниях, а потом и — в действиях, словах и поступках. Вот это все совлечь с себя, а облечься в христоподобие — это и есть покаяние. И каждый из нас, стоящий ныне под сводами святого храма, в священном преддверии спасительного Великого поста, добросовестный человек, вглядываясь и вслушиваясь в самого себя пред Лицем Божиим, пред судом своей совести может понять, в какой тьме, на самом деле, он пребывает. И потому мы имеем всякое основание не актёрски, не двулично, а прямо по совести, чувствовать себя так, как описал это Фёдор Михайлович Достоевский в романе «Братья Карамазовы» в образе брата старца Зосимы Маркела, который научил старца этой христианской правде, этому свету Христовой правды в жизни, и тот потом нёс это всегда в своём пастырском и старческом служении людям в этот мир это живое, трепетное осознание и ощущение того, что, подобно тому, как Дух Святой открыл устами святого пророка Исайи, «я, Господи, за всё, во всём, всегда и пред всеми виноват» (Ис. 53, 5) . И если Всеблагой Бог попускает нам и коронавирусное поветрие по всей вселенной, и безумие братского кровопролития, то значит показывает нам, что нет в нас покаяния, нет в нас подлинного желания искать прежде всего Царства Небесного и правды его, а всё остальное вручать в Его благие руки. Поэтому и я, окаянный недостойный и пастырского имени, и христианского сана, понимаю все неправды, так присущие нам, с которыми мы сроднились в самом своем зачатии, в беззакониях и в рождении во грехах (Пс. 50, 7), прошу у всех вас, всечестные отцы и возлюбленные о Господе братья и сестры, простите меня, грешного! Неправды, малодушия и все прочие скверны душевные и вкупе телесные и помолитесь вместе со мною, чтобы милосердный Господь принял наше сокрушение сердечное, даровал бы нам возможность поболеть этой совестной болью и со слезами попросить Его, как знает Сам, принять то, что мы на Него возложили этой своей неправдой и, исцеливши, вернуть каждому из нас самого себя уже стремящегося к тому, чтобы быть христоподобным!
Простите и благословите, отцы святые и братия, грешного и недостойного меня Христа Господа и Спасителя нашего ради!»
Марина Полянская, фото Александра Морозова