Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил вечерню с чином прощения во Всехсвятском кафедральном соборе Тулы в сослужении соборного духовенства.

Затем владыка обратился к духовенству и пастве с архипастырским словом: «Боговдухновенным гласом человеческого духа и боголюбивого сердца царя Израильского, Божьего пророка, поэта и псалмопевца Давида в сей нареченный и святой вечер, предваряющий собой начало в опыте нашей земной человеческой и христианской жизни – времени благословенной духовной весны, которая имеет знакомый нам с детства образ как смены календарного времени года, приходящего после зимы,  являющего собой некое омертвление жизни и деятельности окружающей нас природы, покрытой в Северном полушарии Земли глубокими снежными покрывалами и пеленами, в отсутствии звучного пения птиц, отсутствия укрощающей луга и рощи зелени, отсутствия цветения, а затем и благоуханного плодоносия — некоей оцепенелости от полноты благобытия возвещает об обновлении и возрождении того, что на некоторое время было сокрыто, оцепенело и как бы умерло. А на самом деле, по Божьему Промыслу и замыслу, природа в это время собирает силы, чтобы вновь и вновь прославить жизни Подателя, Бога, во Святой Троице славимого и поклоняемого.

Это обновление в жизни мира природного проповедует нам, что в нашей человеческой жизни из года в год, в возрастании и воспитании осмысления через восприятие ощущений смыслов того, что происходит с нами и вокруг нас, ведет нас всё к тому же, о чем от Духа Святого по вдохновению сегодня возвещает нам царственный псалмопевец «Взыщите Бога и жива будет душа ваша» (Пс. 68:34).

Как ищет природный мир, раскинувшийся по всей поверхности Земного шара, который своим естественным движением и течением отвращается от солнечного диска, от правильной радостноносной приемности его живительного света и тепла и вместе с этим оцепеневает в раскрытии своих жизненных сил и действований, замирает и как бы, для взора нашего понятным образом, умирает… Но когда Земной шар в движении своем возвращается на круги своя, когда вновь открывает свой взор и свой лик к действию солнечного света и тепла, будучи способным привлечь, принять, вместить и удержать его жизненосные силы, как свои, то чудо жизни вступает в полноту своего многообразия и расцвета! 

Взыскала Земля источника блага, открыла себя для его усвоения и явила через это соответствующий плод и благословенный результат! Она раскрылась в полноте всех своих потенций — благоуханно, в многообразии свойств, функций и действований, во взаимопроникновении и взаимообогащении их друг другом этим многообразием в единстве и гармонии радости, счастья и благодарности своему Творцу, Создателю  и Промыслителю, и вновь обретает благобытие.

Так и в нашей человеческой жизни — каждого конкретного человека, семьи, рода, народов и, в целом, всего человеческого рода — происходят подобные смены сезонов качественности и некачественности.

«Взыщите Бога и жива будет душа ваша!» (Пс. 68:34) … И потому Святая Вселенская Соборная Христовая Апостольская Церковь, духовная наша попечительная Матерь, имеющая ум Христов,  по благоволению Бога и Отца в сердце своем движимая дыханием Святого Утешителя Духа истины, влечет нас к Себе в это время словами предшествовавших нам любомудрых христиан, единым сердцем и едиными устами выражаемым церковным великопостным песнопением, принадлежащем духовному гению преподобного Феодора Студита: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…»

Этот вопль, глубокий, жаждущий света и тепла Солнца правды, начинается с исполнения одного из важных духовных законов: если мы знаем друг друга, каждый через самого себя, что суждены нам благие порывы, а свершить ничего не дано, каждый вслед за апостолом Павлом, со стыдом, конечно, но честно может сказать о себе что «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19), и вопросить: кто избавит меня от этого тела смерти? Только Христос! Только Он, заместивший Собой каждого из нас, во всей Своей жизни благостным и совершенным истощанием, смирением Своим до каждого из нас, ставший нам единокровным и сотелесным, послуживший нам, ибо сказал и доказал делом: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10, 45), и ноги нам омывает, и главу маслом помазывает, и Кровью Своей нас очищает от всякой скверны, и молит Отца Небесного с крестного жертвенника живоносной Своей любви: «Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23, 34) — вот куда нам нужно приходить, вот у Кого и где — у подножия креста Его — искать для себя чистого ощущения примирения с правдой Божией.  И совершать это таким образом, чтобы Дух Святой за такое изменение в уме, в сердце, в словах и поступках начал нами восприниматься не как реальность внешняя по отношению к нам, а как из нас бьющая и нам присущая, как мы переживаем движение мысли  нашего ума, как эмоция нашей души, как чувство нашего сердца, изнутри рождаемое, свое, родное, дорогое и близкое! Только тогда это и будет совершенный плод покаяния.

Поэтому, зная каждый самого себя, понимая, как это трудно, и зная, что мы как плотоносные существа, в отличие от ангелов, идем путем постоянных падений, постигая в этой жизни тяжелую науку: пал — вставай! И хорошо, если в подобный момент падения добрый самарянин найдется, что скотину свою остановит, тебя вином и елеем помажет, маршрут свой изменит и заплатит за тебя другому…

Если вы не прощаете таким же, как вы, израненным, измученным этой своей неизбежностью, привязанностью, в богозабвении  и богонечувствии, к грехолюбию, вредотворчеству и смертотворчеству, если таким, себе подобным, вы не прощаете прегрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит вам прегрешения ваши (Мф. 6, 14-15)!

Мы в этом своем безумии не чувствуем себя в органическом неразрывном единстве на том самом дереве, посаженном Творцом в раю, как в зернышке в Адаме первозданном, из которого растет всё могучее древо человечества. В падшем состоянии человеческого естества, зачинаясь  и рождаясь с удобопреклонностью к вредолюбию более, чем добротолюбию, каждый сам себе царь и властелин всей Вселенной — что хочу, то и ворочу! Ведь это же совершенное безумие! Ведь мы же все взаимосвязаны, как органически в теле нашем связаны между собой все бесчисленное множество его клеточек, так что «страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12, 26). Одно есть лишь лекарство от этого безумия: «Взыщите Бога и жива будет душа ваша!» (Пс. 68, 34); и «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2).

И все, что я вам сказал, конечно, сказал по желанию и влечению человеческого христианского сердца, сказал и по долгу призвания своего от Господа, меня коснувшегося и поставившего на престол архиерейской кафедры в нашем богоспасаемом граде Туле, но зная изнутри и самого себя: и я падаю и с Божьей помощью пытаюсь восстать, но не могу, не могу не разделять глубины всей правды, Духом Святым исповедуемой устами святого апостола Павла — смертность, страстность и тленность не выходят быстро! Страшно… Постепенно, как закваска в тесте, не в мгновении ока из клеклого делается всё пронизанное воздухом, потом в печь посади, и выйдешь пышный благоуханный, доброкачественный и полезный хлеб в радость и утешение всем, кто будет входить с ним в единство и получать от него энергию и силу жизнедеятельности.

Поэтому и я с полным основанием, как человек знающий что такое грех, как он ранит, как он мучает, как долго приходится терпеть покуда эта закваска Божией благодати своей жизненосной силой эту тленность и страстность преобразит до конца, уже невозвратно!

И потому искренне и сердечно, земно кланяясь, прошу у всех вас и у каждого — найдите силу в себе, простите меня, недостойного вашего пастыря!

Несомненно верую, что благость Божия всякому, кто пойдет по этому пути, Богом открытому как жизненосный закон (Мф. 6, 14), даст возможность самому вкусить благодатной силы света и тепла любви Господней, восстанет во славу Божью, познает Бога, потому что ищет Его, и жива будет душа, а с ней и тело каждого из нас!

Аминь!»

Марина Полянская, фото Александра Морозова