Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил вечерню с чином прощения во Всехсвятскомкафедральном соборе Тулы в сослужении соборного духовенства.

По завершении богослужения владыка обратился к духовенству и пастве с архипастырским словом: «Милостью Всеблагого Бога, во Святой Троице славимого и поклоняемого, вновь во время христианской земной жизни мы получили возможность, в астрономическом ее измерении и проявлении, встретить еще одну весну, которая своим приходом характером и образом действования дает возможность от чувственного нашего восприятия и ощущения перейти и к смысловым духовным значениям, каковые она несет нам как существам разумным, созданным по образу Божьему и призванным к тому, чтобы доброхотнодостигнуть подобия Ему в образе жизнедеятельности.

Пришедшая, как дар, весна показывает нам, как после оскудения жизненных сил, замкнувшихся в плодоносии и после этого как бы прервавшимся в своем обычном образе действования, и окоченевших от стужи ночи, которая хладом метелей запорошила всё и закрыла глубоким саваном снега практически все многообразие жизненных форм и действенных проявлений, и долготою длящегося времени наполнившая сердце наше тоской, смущением и сомнением: а не прекратилась ли совсем эта жизнь, придет ли она вновь, будет ли пробуждение к полноте радостоносного жизнетворчества для того, чтобы принести достойные благоуханные радостотворные плоды?

И теперь мы видим, как во исполнение непреложного Божественного замысла, в устроение всех законов жизнедеятельности нашей природы пробуждает ее от этого сна, приближает к началу пути раскрытия той потенции, которая присутствует, но не раскрывается до тех пор, покуда не войдет во взаимодействие с солнечным светом и теплом, когда снежный саван растает, земля раскроется в своей приемности благодати тепла и солнечного света и насытится потоками воды. И в итоге пробудятся к жизни все сокровенные и удивительные формы природы, которые во взаимодействии, во взаимоопрозрачнивании, во взаимопроникновении одного в другое принесут это благоплодие, выявляя Божественный замысел и смыслы вол славу Божию и на радость людям.

Так и в духовной жизни человеческого рода и христианского народа ежегодно мы проходим этим круговращением священного литургического пасхального круга и вступаем во время духовной весны, которая так же как весна, нас окружающая в мире природном служит тем же целям, тем же Божественным предопределениям и идет теми же путями взаимодействия всетворческой и всеблагостной Божественной благодати и нашей личной человеческой свободы, нашего разумного предпочтительного выбора с тем, чтобы сопрягать свою творческую энергию, свою творческую потенцию с этим излиянием, проистекающим от Солнца правды, Христа Жизнодавца, и в этом взаимодействии приносить во славу Божью, на радость людями и себе во спасение благоуханный плод, о котором Всеблагой Господь Утешитель Дух Святой, вложивший росу благодати в сердце духовного наставника в жизни духовной всех христианских народов, святого первоверховного апостола Павла, устами его сегодня донес до нашего внешнего слуха светозарные и жизнеутверждающие значения, когда за литургией прозвучали слова, что «вот, ныне время благоприятное, вот, ныне день спасения.
( 2 Кор. 6:2). Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали» (Рим. 13:11).

И нам есть над чем серьезно и глубоко задуматься, вступая на предлежащий нам путь весны духовной, и для начала необходимо вспомнить, когда это произошло с нами, что мы уверовали. А тогда, когда мы впервые исповедовали ощущение, вложенное в самую суть нашей человеческой жизни, как личностной инаковости, в единстве и общности человеческого естества, ищущей при наборе одних и тех же функций своего действования во взаимодействии с себе подобными и с Первообразом, отображением которого являются все, нам подобные человеческие личностные инаковости, в обретении для себя полноты не просто бытия, не просто счастливого и радостного существования, а присноблагобытия. Мы понимаем, что этот процесс нашего спасения, нашего плодоносия в благоухании достижения богоподобия двойственный, двухсторонний. И если со стороны Бога — Он является константой, ибо Бог вчера, сегодня и вовеки Тот же (Евр. 13:8), то с нашей стороны — мы постоянно изменяющиеся, постоянно текущие, переходящие из одного состояния в другое, так что вчера нам казалось светом и истиной, завтра принимается за тьму, те, которые сегодня были, казалось, лучшими друзьями, послезавтра стали совершенно ненужными, отверженными и забытыми… Подобное происходит непрестанно, и эта наша текучесть убеждает нас не в самобытности нашей, что мы не сами из себя и не самими собой живем, движемся и существуем, только Божией благостью, Божией любовью.

Только когда мы понимаем это и начинаем дорожить этим не своекорыстно, не ради самих себя только, а ради того, чтобы не ранить щедродательного Дародателя презрением своим, чтобы не оскорбить Всеблагого Отца тем, что предложим Ему всего-навсего быть нашим слугой, а то и вовсе быть нам ненужным в абсолютном богозабвении и богонечувствиии ума и сердца. И спасение, которое сегодня к нам ближе, чем, когда мы уверовали (Рим. 13:11), и вера наша раскрылись исповеданием и обещанием нашей доброй совести служить Ему как Царю и Богу так, чтобы никто и ничто никогда не встало в нашей жизни на место Его как Царя, Бога и Отца, Альфы и Омеги (Откр.1:8) в нашей личной жизни и деятельности, как бы она не изменялась! Это мне должно изменяться в худшую сторону, в строну богонечувствия и богозабвения, а должно нами взращиваться в достижении полноты единомыслия, единонравия, единодушия, единочувствия и единодействияс Ним! Только тогда и возможно будет привлечь, принять, вместить и удержать Его нетварные Божественные энергии как свои собственные силы и творчески раскрыть себя в полноту осуществления Его всеблагого замысла о каждом из нас и прославить Его приношением благодарной песни вместе со всеми.

Так и это время, которое позволяет нам уже вспомнить прошлый Великий пост, который мы преодолели, как опыт очищения и преображения по христоподобию, и как потом, когда пришла Пасха, за нею Троица и далее другие христианские праздники, суета сует и томление духа (Еккл. 1:14) увлекли нас от памяти единого на потребу — быть единомысленным, единочувственным, единонравным, единодушным и единодейственным со Христом, а через Него по Его единосущию по божеству — с Отцом и Святым Духом, а по единосущию по человечеству — с теми, кто не забывает благодарно любить его, чтобы эта радость наполняла все пажити и души, и плоти нашей.

Теперь, посмотрев на себя с другой точки обзора при начале нового открывающегося для нас пути-урока в достижении опыта подлинной, а не мнимой христианской жизни, мы должны понять, что сами мы по себе, одними своими жизненными свойствами, силами, присущими нам по человеческому естеству, да еще и в состоянии падшестиэтого естества, а потому вверить себя внимательным, неуклонным, ревностным устремлениям к тому, чтобы искать Божественной благодати, привлекать и призывать ее в свою жизнь, и приносить в этом отношении соответствующие жизненные плоды.

При этом важно помнить, что закон Божественный и духовный говорит о том, что если вы грехолюбивы и в результате этого смертотворцы, если вы, таковыми будучи, понимаете, что вы именно таковы и не прощаете людям их согрешений, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мф. 6:15). Иными слова закон возвещает нам: чтобы не мучать себя злопамятством, необходимо реально чувствовать, что каждый из нас ложно почитает себя за хорошего человека, не совершающего никаких смертных грехов, посещаю храм, исповедуюсь, причащаюсь Святых Христовых Таин, но при этом знаю, как страшно мучаюсь от различных обид, наполняя свое существо злопамятством и зложелательностью. А рассудить-то нужно так, что когда мы недоброжелательны и неблагожелательны к другим, понимая, что нет человека, который бы жил и не согрешил (Еккл. 7:20), то надо прощать, и тогда Господь даст благодать нам изнутри свое зложелательство! И когда мы слышим из Священного Писания: любите врагов ваших (Мф. 5:44), то понимаем, что речь идет здесь не о любви чувственной, а о прощении, о том, что не следует желать вреда другому, но как хочешь, чтобы с тобой с поступали люди, так прежде поступай по отношению к ним (Мф. 7:12). Однако хорошо это услышать, только трудно запомнить и еще труднее сделать реальным правилом своей жизнедеятельности, но без этого не будет нашего преображения! Поэтому выдернем из себя это ядовитое жало зложелательства, злопамятства, злосердечияи мести, а поручим себя любви и прощению своих ближних!

Потому и я, грешный и недостойный ваш пастырь, сердцем своим сокрушенным и покаянным стучусь в сердца ваши и прошу вас: постучимся так же, как Господь в Откровении Иоанна Богослова о Себе говорит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20), и радости этой у нас никто не отнимет!

Простите меня, грешного, Христа ради и благословите!»

Марина Полянская, фото Александра Морозова