Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию в Спасском храме, расположенном на территории соименного городского кладбища, в сослужении духовенства храма.

На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешении христолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.

За богослужением в сан иерея рукоположен диакон Сергий Вельган.

По отпусте совершена панихида по всем от века почившим православным христианам.

Далее владыка обратился к предстоящим со словом приветствия и назидания: «В благословенную сию великопостную родительскую субботу словом мира и любви о Христе вседушевно приветствую всех вас, всечестные отцы и возлюбленные о Господе братья и сестры!

Особые эти великопостные Вселенские родительские субботы, и особенность их состоит в том, чтобы во время святого и Великого поста каждый из нас глубоко и серьезно обратился внутрь самого себя, вспоминая те обеты, которые приносил Богу в день своего крещения, и, преклоняя внимательно свой слух к глаголу Господа Бога Духа Святого, возвещенного устами святого первоверховного апостола Павла, учителя всех христианских народов, о том, что если ты во Христа крестился, то сделал это не ради того, чтобы в младенчестве тебя родимец не пугал, и затем, покуда возрастал, лишний набор болезней не одолевал и ты хорошо рос, и развивался, а  для того, чтобы, во Христа крестившись, во Христа облекаться (Гал. 3:27).

И это наше призвание к тому, чтобы изо дня в день не просто ждать солнечного захода и солнечного восхода, а чтобы во Христа облекаться истинно (Гал. 3:27), достигая доброхотного и сознательно сходства в единомыслии, единоравии, единочувствии, единодушии и единодействии с Ним. Ибо все остальное не имеет в вечности никакой ценности и никакого значения, все остальное сводится лишь к простой реальности, о которой в Священном Писании сказано Самим Господом нашим прародителям, падшим в раю: «Прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:9).

Однако у нас есть возможность через то, что мы принесли Богу обет, обручились с Ним доброхотным обещанием быть Ему другом (Ин. 15:15), в исполнении Христовых евангельских заповедей выявлять это свое дружество с Ним в качествах, которые мы только-что упомянули. И тем самым нам возможно подлинно оправдывать свое пребывание в космическом пространстве и здесь, на земле, не просто как некоего конгломерата, собранного в определенную форму психосоматического присутствия в человеческом естестве, так же сотканном из невидимых атомов и молекул, а для того, чтобы как уникальные личности, каждая из которых является эхом голоса нашего Бога, войдя в это доброхотное христоподобие, обрести то, что есть во Христе всегда: единосущие, неслиянное и неразлучное, со Отцом и Святым Духом по Божественной сущности, а по Божественным действиям и Божественным энергиям, творческой силой или попечительным действием Божественного Промысла, мы может тогда стать именно единомысленными, единонравными, единодушными, единочувственными и единодейственными со Святой Живоначальной Троицей.

Вот этого межличностного взаимодействия самосознающих инаковостей по доброхотному сходству с Триипостасным Богом нам надлежит искать в родительские субботы, — выстраивая свое отношение в благодарении Богу «за все и за вся», чтобы ощущать с трепетом и с благоговейным страхом, что вдох наш и выдох — это дар Троической Любви, и все, к чему бы мы ни коснулись — это все Божия любовь, неизреченная, многогранная, неисчерпаемая.

И открывается великая радость, весь смысл смыслов и нашей личной человеческой жизни, и нашего христианского служения Богу и людям во славу Его Пресвятого Имени и на радость всем. И пусть сегодняшняя наша молитва об упокоении усопших в надежде Воскресения и жизни вечной перестанет быть просто формальным ритуалом: Бог прежде того, что мы решили прийти на службу, всё предвидит и знает. А принимает от нас только то, что Ему подобно — самозабвенную, бескорыстную жертвенную любовь, которая может по сходству с Ним сочетаться, умножившись в единстве своего взаимопроникновения и гармоничного содействия, а не будучи сожжена, как солома, дерево или еще что-то, что попадает в огонь и им уничтожается.

Вот так и мы будем не просто слушать, в той ли последовательности, как мы написали, читает духовенство наши записки — ритуал правильно ли исполняется? Нет, не этим будем заниматься, а искать внутреннего состояния своего духа, движимого любовью к отошедшим в иной мир родным. Господь нам показывает, что в Нем мы все есть неисходно и никому в Нем друг с другом не тесно. И только здесь, за Литургией в храме, мы это можем ощутить, понять и вырасти в меру друзей Божиих (Ин. 15:15), и действительно прославить Его преблагое Имя — Отца и Сына и Духа Всесвятого!

Вседушевно поздравляю в этот день причастников с принятием Святых Христовых Таин и всем желаю почувствовать в сердцах своих ответный отклик тех, кого глаза не видят, а сердце видит, кого уши уже не слышат, а сердце знает, не перестает помнить и не перестает любить, — Царство им Небесное, упокой их Господь со святыми, а нас их святыми молитвами пусть сподобит Господь, от силы в силу восходя, достигать христоподобия!»

Марина Полянская, фото Александра Морозова