В Рождественскую ночь митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил в Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе города Тулы в сослужении соборного духовенства.

За богослужением молились: заместитель председателя регионального Правительства Ольга Гремякова и первый заместитель председателя Тульской областной Думы Марина Левина.

На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешении христолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.

По запричастном стихе настоятель собора протоиерей Сергий Резухин огласил Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви, по завершении которого Его Святейшеству возглашено многолетие.

По окончании богослужения совершено славление празднику Рождества Христова.

Обратившись к молящимся с архипастырским словом, митрополит Алексий поздравил всех со светозарным торжеством явления во плоти Богомладенца Иисуса Христа:«В сей нареченный и святой день вникаем в тайну Боговоплощения, открывая для себя Предвечный Божий замысел, во исполнение которого, по благоволению Бога и Отца, при содействии Святого Утешителя Духа истины и Своем Самодействии, Единородный Божий Сын стал и Сыном Человеческим, перевозглавив Самим Собою от прародителя, праотца Адама, всю полноту человеческого естества, — сказал далее владыка. Конечное назначение сего жизненосного и жизнеутверждающего события для всего богозданного миробытия, в нем — для всего рода человеческого и для каждой конкретной человеческой личности заключается в том, чтобы, понимая своей познавательной способностью окружающий мир, мы не только воспринимали его как дар, но и видели за всем его многообразием и Самого Дародателя, Господа Бога, стремились Его понять в уникальности Его ни к чему иному, и ни к кому другому не сводимой реальности, старались уязвить свое сердце ответной признательной любовью и войти с Ним во взаимодействие по закону межличностного общения. И если в итоге мы останавливаемся на Боге как на своем идеале, то получаем возможность и обожиться через единонравие, единодушие, единочувствие, единомыслие и единодействие со своим Творцом войти и в состояние богоподобного действования и жительства: «Да будет Бог всё во всем» (1 Кор. 15:28). Эту замечательную, Богу всегда известную тайну, во всей полноте мы и увидели в евангельском Иисусе.

Ныне каждый из нас еще раз в своей земной христианской жизни, пребывая в недрах Святой Соборной Христовой Апостольской Церкви, опираясь на исторический факт домостроительства нашего спасения в вочеловечивании Единородного Божьего Сына, в рождении Его от Марии Приснодевы в Вифлееме, взирая на свидетельство Священного Писания, воспоминает его как акт, который отстоит от нас по времени на две тысячи двадцать пять лет. Однако в то же самое время, приуготовляющее нас к сегодняшней священной, благодатной, лучезарной и тихой ночи, мы слышим слова, исходящие из уст великого богослова Церкви, святителя Константинопольского и вселенского учителя Григория Богослова, призывающие нас к осознанию того, что Христос родился ни когда-то, в отдаленном прошлом, на земле Палестинской, в Вифлееме Иудейском, а рождается сегодня в каждом из нас, когда мы сознательно останавливаемся на евангельском Иисусе, воспринимая Его всем своим существом так, что никакая сила — ни земная, ни небесная — не может нас отодвинуть от открывшейся нам глубины и красоты Божественной любви!

И дай Бог, чтобы мы, выйдя из храма, после переживания светлой и неизреченной благодарности Богу, не отложили память о своем Подвигоположнике до следующего многодневного Великого поста, но понимали и дорожили своим великим призванием: во Христа крестившись (Гал. 3:27), получив в себя Его закваску, которую женщина из евангельской притчи положила в три меры муки, и закваска всё сквасила, связала воедино так, что тесто можно было испечь и получить хлеб жизни (Мф. 13:33), — чтобы так же, каждый по-своему, принесли Богомладенцу Христу свои мысли, целеполагания, подбор средств к их осуществлению, желания, эмоции, чувства и тела, эти храмы нерукотворенные, Может быть, кто-то как пустыня иудейская, которая принесла Ему пещеру, куда пастухи в ненастье загоняли скотину, а кто-то как деревянные ясли, сколоченные для того, чтобы положить в них корм для скотины, однако они приняли Его, как Херувимы, Серафимы, Престолы, Начала, Господства и власти, приняли Невместимого Бога вот как открывается нам любовь Божия. А, может быть, как благочестивые наши пращуры, которые создавали на просторах Отечества нашего храмы ради великого Божьего имени, чтобы в них,во взаимодействии с Ним, осуществлять то, что сделала Пресвятая Богородица, когда Он попросил у нее начатки богозданной материи, Её Материнской энергии, и Она доброхотно Ему их принесла, и Слово Божие, не переставая быть Собою, стало и Сыном Человеческим (Ин. 1:14). Мы можем принести Ему под сводами эти Божьих домов вещество этого мира — евхаристический хлеб и вино, принести с благодарностью, в преклонении перед Дародателем, в благоговейной признательности за то, что Он призывает нас к межличностному взаимодействию в Божественной Евхаристии, в литургии, в общем деле, насыщая нас и пробуждая в нас жажду едононравия, единодушия, единомыслия, единочувствия и единодействияс Ним, и этим мы бы поклонялись и славили Святую Живоначальную Троицу, исполняя заповедь Господню: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16).

Причастников вседушевно поздравляю с принятием Святых Христовых Таин!

Всем желаю доброго здравия — духовного, душевного и телесного — и пусть радость светозарного Христова Рождества наполняет всех нас!»

Марина Полянская, фото Александра Морозова