В день престольного праздника и 644-ой годовщины победы на Первом историческом ратном поле русской славы митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию и крестный ход в соименном храме села Монастырщино в сослужении благочинного Кимовского округа иерея Илии Семенова и настоятеля храма протоиерея Владимира Лысикова.


На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешении христолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.

На заупокойной ектении молящиеся поминали благоверных российских князей, бояр, воевод и воинов, на поле сем Куликовом и в иных местах во все времена жизнь свою за веру и Отечество положивших.

За богослужением в сан диакона рукоположен студент 3-го курса Тульской духовной семинарии Владимир Евлашин.

По окончании богослужения совершено славление празднику у иконы Божией Матери, после которого владыка обратился с архипастырским словом к участникам общей молитвы: «Словом мира и любви о Христе приветствую всех вас, всечестные отцы и возлюбленные о Господе братья и сестры, в благословенный день престольного торжества сего святого храма, когда мы, жители богохранимой Тульской земли и благочестивые паломники священного поля Куликова, вместе со всей православной христианской вселенной благочестно молитвенно воспоминанием и через это соучаствуем в радостоносном событии рождения у праведных ветхозаветных благословенных боголюбцев Иоакима и Анны Преблагословенной и Пренепорочной дочери, которую они нарекли именем Мария!

В переводе с древнееврейского языка имя это, ласкающее наш слух и возвышающее наши сердца, означает не что иное, как госпожа. Прежде всего — госпожа над своими мыслями, желаниями и чувствами, то есть единонравная, единомысленная, единочувственная и единодушная с волей Божией — в чем и выявляется соответствующим образом господство доброкачественности и плодоностности в словах и поступках, являющих всю глубину потенции, заложенной Господом человеческое естество.

Взращенная и окрепшая в вере и верности Богу, как непорочная богозданная земля, Пресвятая Дева — это создание Божие — привела в мир Самого Создателя.

Она стала той лучезарной колесницей, на которой Само Солнце правды (Мал. 4, 2), Единородный Божий Сын, вошел в этот мир, воплотился (Ин. 1, 14), став и Сыном Человеческим, и Самим Собой перевозглавив, через Нее, от Адама первозданного весь человеческий род.

Она стала для Бога тем мостом, которым Он вошел в человеческую историю и исторический поток не только, как его Замыслитель, Осуществитель и благой Промыслитель, но и как Тот, Кто разделяет в личностной инаковости Своего самосознания всю полноту исторической действительности как свою собственную.

И нынешнее торжество, как заря ясная, вселяет радость во всю Вселенную, и все мироздание, весь окружающий нас мир, доселе пребывающий в темноте и холоде, ликует, радуется и раскрывается во всей полноте своей потенции во славу Божию и на радость людям.

А в 1380 году на священном Куликовом поле этот день Промыслом перста Божьего был определен особым историософским значением для нашего народа и Отечества!

Христоподобным подвигом самозабвенной жертвенной любви в сражении с коалиционными войсками темника Орды Мамая было выявлено живоносное и жизнеутверждающее начало жизни нашего народа, когда православными христианами было проявлено доброхотное самоограничение перед благой волей Божией. В точности, по боговдохновенному слову первоверховного апостола Павла о том, что верующим во Христа дается особая сила, особая благодать не только веровать, но и пострадать за Него (Флп. 1, 29). То есть добровольно принести за Него свою жизнь, как Он Свою — за нас, за своих друзей (Ин.15, 15), и тем самым опытно вывить величайший жизненосный и жизнеутверждающий закон: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13)».

Это подлинное христоподобие как утверждающее начало жизни и было явлено здесь, на Первом ратном поле, на все века. И наш народ — к большей, кто в меньшей степени — считая себя христианским и боголюбивым, приносит таковые плоды в истории. До сегодняшнего дня осатанелость ложного выбора самодостаточности, самодовольства и гордыни нападает и угнетает эту, казалось бы, немощность видимую, но полную преданности непонятному смыслу: не держаться за текучесть и изменяемость жизни, уважать ее, но и знать ей достойную цену, а через нее иметь дерзновение, когда Господь позовет, совершить такой подвиг, когда «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13), и пребывать в вечной памяти у Самого Бога.

Поэтому сияют негасимо эти сила и дух, как огненный столп от земли до неба, который в XIX веке наши предки выразили на Красном холме в виде свечи неугасимой, памятнике-колонне в честь святого великого князя Димитрия Донского, утверждающей через видимое восприятие смысловые начала наших историософских принципов.

Когда же сердца наши наполняются этим светом и становятся под его действием мягкими, как воск от солнца, то на них запечатлевается первообразная красота.

И мы видим наших современников, сыновей и дочерей, которые в нынешних испытаниях на алтарь Отечества так же достойно, праведно и христоподобно приносят жизни свои до самого последнего вздоха, а кто-то – лишаясь того или иного члена тела. И каждый на своем месте, какую бы службу и дело он не исполнял, все, как один человек, как одна душа откликаются жертвенной, самозабвенной, христоподобной любовью! Это и есть тот самый сияющий свет христоподобия, доставшийся нам от пращуров.

И всякий, кто оценивает себя со стороны в своем служении, видя тех, кто поднимается выше в сиянии христоподобия, стоит перед ними, в покаянии, на коленях. Ибо они сподобились не только веровать во Христа, но и пострадать за Него (Флп. 1, 29). Они встают в Бессмертные полки тех, кто шел пред ними этим великим путем, а им и еще предстоит. Потому и просим прощения и молитв, чтобы Господь дал и нам больше силы не только веровать в то, что Бог стал человеком, а человек через Него и в Нем может стать Богом, но и пострадать за Бога до самой смерти (Флп. 1, 29)!

Причастников вседушевно поздравляю с принятием Святых Христовых Таин.Благодарю Владимира Николаевича Гриценко и всех его сподвижников, которые здесь – из года в год преумножая силу и свидетельство силы и духа – вкладывают в сердца и мысли современных россиян эти боговдухновенные, жизненосные и жизнеутверждающие смыслы. Милость Божия да пребывает со всеми нами!»

Марина Полянская, фото Александра Морозова