По завершении чина обновления храма в честь Архистратига Михаила, в поселке Михалковский Куркинского района, митрополит Тульский и Ефремовский Алексий в сослужении благочинного Новомосковского округа протоиерея Владимира Лысикова и настоятеля иерея Тимофея Леонова совершил Божественную литургию в соименном храме, расположенном на крутовершье реки Непрядвы в пределах священного Куликова поля.

На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешении христолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.

По заамвонной молитве совершено славление Архистратигу Михаилу и Небесным Силам бесплотным и окропление молящихся святой водой.

Далее владыка Алексий обратился к участникам общей молитвы, в первую очередь поздравив духовенство и прихожан, жителей богоспасаемого Куркинского района и села Михайловское, с обновлением храма и престольным торжеством: «Радуюсь и благодарю Божие смотрение, вновь, по обыкновению нашему, и мне судившее вместе с вами наполнять сегодня древние своды сего святого храма, для того, чтобы еще и еще раз в своей земной христианской церковной жизни иметь опыт живого приобщения по закону межличностного взаимодействия со святыми небесными силами, — продолжил архипастырь.— Поскольку всякий раз, когда мы собираемся у престола небесной благодати, находящегося на земле, под сводами храмов наших, то не только слышим, как поют на клиросе, а через это осмысляем то, что мы осуществляем, здесь пребывая, когда звучит Херувимская песнь: «Иже Херувимы тайнообразующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе».

О ком повествует нам эта песнь, и что мы можем для себя из нее извлечь и понять? Может, речь идет о небесных невидимых силах, о херувимах, которые пребывают на небесах пред Лицем славы Божией и подобно хрусталикам на люстре пропускают через себя один и тот же свет, благодати и любви Божьего попечения о каждом из нас и по-своему, преломляя его движение через себя, блистают этим светом как своим собственным. И все же не о них, не о небесных силах, говорится в Херувимской песне, потому что сказано: «иже херувимы тайнообразующе», что в переводе с древнего исконного церковнославянского языка на современный наш русский язык — как те, которые сейчас пришли сюда, под этим своды, для того, чтобы обступить престол благодати здесь, на Земле, пребывающий, так же, как и на небесах Престол Божией славы обступают серафимы, херувимы, архангелы, начала, власти и ангелы-хранители наши.

Именно так, как это делают они: чтобы никакая мысль вниманием своим не уклонялась от стояния в благоговении преданности Божией воле и через это способна так открыть себя для проникновения этим светом, так заполнить и преломиться своим лучом через всю структуру каждой конкретной уникальности наших человеческих личностей, чтобы она своей силой в полноте сверкала и сияла этой Божественной славой!

Оказывается, мы приходим в храм для того, чтобы упражнять движения наших мыслей, направление нашей воли, желаний, переживаний и чувствований эмоций совсем не для того, чтобы только земные свои попечения — что есть, что пить, во что одеться, как размножиться и хоть на полвздоха прожить дольше по сравнению со сверстниками —осуществить как можно лучше и беспечальнее. А для того, чтобы в поиске единого на потребу для христианина — Царства Божиего внутрь нас пребывающего — сконцентрировать каждую мысль, каждое желание, каждое движение внутреннее и направить их в одну точку: скажи мне, Господи, путь, которым мне идти, потому что только к Тебе всё что есть у меня устремляется, не отврати меня от Лица Твоего и Духа Твоего Святого не отыми от меня и не попускай воли моей ни в чем совершаться!

Вот это и есть Херувимская песнь, она призывает нас к этому труду, к упражнению в этом опыте, и только тогда нам будет возможно восходить по ступеням христианского жительства, подобно тому, как мы восходим по ступеням нашей психосоматической человеческой жизни, начиная с момента зачатия, рождения и далее перехода из одного возраста в другой и всё — в землю, чтобы грязь, что за время жизни налипла, словно на коровий хвост, который влечется за тем, кто его тянет, отвалилась и отстала, и всё, что было повреждено неправильным направлением мыслей, желаний, а затем актуализировано в словах и поступках, как земля, войдя в землю, очистилось, пришло бы в то состояние молекулярности и атомарности, которое чисто, потому что богозданно, и по всеобщему воскресению уже без этой искаженности и обезображенности явилось пред Лицем Божиим.

Эта наука позволяет нам здесь восходить от силы в силу, принимать с каждым разом всё больше и больше славы Божией, так чтобы один и тот же свет в каждом, словно в стеклянной подвесочке на люстре, пропуская его через себя как свою собственную силу, мог бы щедродательно, блистательно разливать вокруг себя и тем самым славить единую сущность Трех Несозданных, так чтобы не только кому-то конкретному, а всем было от этого радостно, составляя ансамбль, гармонию этого самого сияния, свечения и ликования, как составляют его небесные силы бесплотные, оглашая друг перед другом: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Полны небо и земля славы Его!» (Ис. 6, 3)».

В завершение владыка поблагодарил отца-благочинного, отца-настоятеля и мирян «за стремление к прохождению непростой науки православного отцепреданного христианского жительства, за любовь к святому храму», а также поздравил причастников с приобщением к Святым Христовым Таинам, именинников — с днем тезоименитсва, как и всех православных — с днем ангела-хранителя. В завершение хор воскресной приходской школы поздравил всех присутствующих праздничным концертом.

Марина Полянская, фото Александра Морозова