В день Великой Победы в Великой Отечественной войне митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию и поминовение усопших воинов во Всехсвятском кафедральном соборе города Тулы в сослужении соборного духовенства.
На сугубой ектении вознесены молитвы о мире на Украине, Казахстане и странах Ближнего Востока, о сохранении единства Святого Православия, а также прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.
По окончании богослужения совершена лития по приснопамятным вождям и воинам за веру и Отечество на поле брани в Великую Отечественную войну жизнь свою положивших, от ран и глада скончавшихся, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных и всем Победы ради потрудившихся.
Затем архипастырь обратился к предстоящим: «Словом мира и любви о Воскресшем Христе Жизнодавце приветствую всех вас, всечестные отцы и возлюбленные о Господе братья и сестры, в сей нареченный и святой день 77-ой годовщины того незабвенного, приснопамятного и долгожданного дня поистине Кириопасхи, завершившего собою предшествующие 1418 дней в истории Отечества и народа нашего в 20-м веке, когда празднование Пасхи Господней 1945-го года состоялось 6 мая, в день святого великомученика Георгия Победоносца!
В этот день замолкли наконец-то в Европе последние артиллерийские взрывы Второй мировой войны, а на территории нашего Отечества, на Востоке, еще продолжалась борьба за то, чтобы свет Христовой правды, дающий возможность людям сознательно и доброхотно искать прежде Царства Божьего и правды его, а не того, что есть, что пить, во что одеться и как на полвздоха подольше задержаться на бренной земле.
Ради того, чтобы это было возможно в реальном осуществлении нашей жизни, и были выстраданы 1418 страшных дней, унесших миллионы жизней в этом подвиге опытного восприятия устойчивого желания к тому, чтобы искать прежде всего Царства Божьего и правды его через осознание того, что Бог, Который есть любовь, познается, как и все в окружающей нас действительности, по закону «подобное познается подобным», в действии человеческого духа и его свободе — когда никто не может деятельно выразить, прочувствовать, выявить и напитаться плодами любви, как если только жизнь свою отдать доброхотно не за себя, а за ближних своих, за друзей своих. Только тогда и только такая христоподобная человеческая жизнь способна привлечь, принять, вместить и удержать всегда радостнотворную, всегда победоносную, всегда в подлинном смысле истинную и жизнеутверждающую Победу всех побед — Кириопасху!
Эта Победа проявилась в опыте жизни нашего народа в тяжелые годы испытаний неимоверной ценой —десятками миллионов жизней, до сегодняшнего дня невозможно назвать точную цифру. Но для Церкви это и необязательно, потому что в погоне за огромными страшными цифрами словно стирается внутреннее проникновение в этот ужас: что такое поднять руку на жизнь другого человека и лишить его её, что это за бунт против Божественной благодати? Это открывающееся нравственное чувство поражает стыдом не то что за человеческое скотоподобие, а за человеческий сатанизм!
Сегодня мы, к сожалению, становимся свидетелями того, что гнилые споры заразы, которую, казалось бы, таким жертвенным подвигом удалось победить, и в наше время способны принести свои страшные, уродливые плоды безумия человеческой гордыни, ложного самоощущения самодостаточности, этого бунта против Божественной благодати. И этот вновь повторяющийся безумный бег устремлённости к скотоподобию и бесоподобию даёт вызов, как всегда, малому стаду Христову (Лк. 12,32), которое всё-таки умеет чувствовать дыхание Божие, как мы слышали сегодня за богослужением и переживали через слышание дивный опыт, который был в жизни первенствующей Церкви, в случае свидетельства и подвига святого первомученика архидиакона Стефана (Деян. 6, 8-15), показавшего, что невозможно растоптать, победить и уничтожить Истину жизни: она единственная, вечная, безначальная, победоносная, неуничтожимая и способная в нашей ограниченности возвести нас, в меру своего достоинства, если мы не убоимся, но будем пребывать верными ей.
И дай нам Бог не потерять этой верности и, по возможности, передать в это смутное время — путания света с тьмою, истины с ложью — грядущим через нас на сцену истории поколениям главное — чтобы милостью Божией в немощи человеческой продолжала совершаться непобедимая Божественная победа!
Из опыта Церкви известно, что в этом труде мы не останемся с малым кругом тех, кого знаем и любим в общей церковной жизни, с нами — огромный, неисчислимый полк христолюбивых человеков: и тех, кого Господь уже прославил, и тех, кто стоит пред нами как пример Божественного полка святых Божиих угодников, и тех, кого Церковь пока еще официально так не именует, но которые ведомы Богу и составляют этот светозарный полк ходатаев за то, чтобы правда Божия не загасла в немощи человеческого духа!
Вседушевно поздравляю всех с днем Кириопасхи! С Великим днем Победы!
Особенно приветствую ветеранов Великой Отечественной войны, которых становится все меньше и меньше рядом с нами, тружеников тыла и ветеранов боевых действий!
Желаю всем им доброго здоровья и, по возможности, видеть в приходящих поколениях молодежи тех, кто готов с достоинством и честью нести их огонь любви к Родине, к этой святыне, которая собой осоляет смысловое значение понятия Родина-Мать, и искать прежде всего Царства Божия через способность христоподобно, самозабвенно, отвергнувши себя и взяв крест свой, идти за Христом, вплоть до того, чтобы жизнь свою жертвенно отдать за ближних своих!»
Марина Полянская, фото Александра Морозова