Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе в сослужении соборного духовенства.
На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешении христолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.
По окончании богослужения владыка обратился к предстоящим: «Словом мира и любви о Подвигоположнике Спасителе и Господе нашем Иисусе Христе вседушевно приветствую всех вас, всечестные отцы и возлюбленные о Господе братья и сестры, жители нашего славного богоспасаемого города-героя Тулы и прихожане сего кафедрального собора, дома Пресвятой Госпожи и Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии!
В сей нареченный и святой день, егоже сотвори Господь, ибо ныне показывается всякому христолюбивому человеческому духу и сердцу и всей богозданной Вселенной тот спасительный плод Христова сеяния, который принесла Церковь Русская в минувшем двадцатом столетии во славу Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Всесвятого, Триединой Истины, благодатью ее и в восприятии этой благодати теми человеческими сердцами, которые в ответ на поиск своей познавательной способности милостью Божией были научены своими родителями и всеми предшествующими родителям поколениями науке отцепреданного православного христианского жительства – правильно задавать смысловые вопросы. И вопросы самые разные: о значении факта своего существования в качестве богоособразного существа, о смысле этого существования, о его начале и конечной цели.
Принимая эти боготкровенные дары, апробируя их живым и убедительным свидетельством великого сонма христоподобных людей, которых Церковь прославляет как святых Божиих друзей и человеков, новомученики и исповедники наши сами в своей жизни ответно и благодарно откликались на эти смысловые откровения, полагали их в основание своего движения, призывая благодать Святой Живоначальной Троицы, и достигали христоподобного жительства, а в нем — восприятия полноты присноблагобытия. И ведомые этой своей богосообразной способностью, они находили эту полноту в Церкви, во Христе Иисусе, дыханием Святого Духа у отверстых объятий Отца нашего Небесного.
Потому-то им и было дано понимание и живое ощущение того, что жизнь есть Христос, а смерть — Его приобретение, отсюда и такое плодоносие и сеяние Христова семени спасительного.
И как повезло нам, говоря по-человечески, потому что мы имеем этот опыт, не заваленный ворохом тысячелетних исторических событий и можем прадедушек и прабабушек своих в этом сонме новомучеников и исповедников увидеть, почувствовать боголюбивое крестьянство, которое наполняло бескрайние просторы русской земли, ныне пустующие. А стоящие словно немые памятники – заброшенные храмы, недавно еще поруганные, — осколки укора всем нам, которые, как над ними не издевались, так и не стёрлись с лица земли, потому что наши предки ставили их в надежде на то, что мы, их внуки и правнуки, будем идти тем же путем и видеть в нем дар их любви! Поразительно то, что в наши дни деревни глохнут, а еще сто с лишним лет люди храмы ставили через каждые пять километров, надеялись, что будут жить на этой земле и передадут ее дальше новым поколениям. Но без Бога — не до порога! Суть их веры живой в том, что Иисус Христос, сын Иосифа Плотника и Марии Ткачихи из Назарета, есть Бог Авраама, Исаака и Иакова, Альфа и Омега (Откр. 1:8), из Которого всё, в Котором всё, через Которого всё — к Отцу Небесному в Духе Святом!
Вот об этом нам, христианам 20-го века, надо глубоко задумываться, почаще ставить себя перед этим зеркалом, собором новомучеников и исповедников Церкви Русской, и не формально, а по-настоящему, чтобы привлечь, принять, вместить и удержать единомыслие, единонравие, единодушие, единочувствие и единодействие с ними, задающими вопрос: а что меня сможет отлучить от Христа Иисуса, Господа нашего?
Именно этой благодати подлинного вохристовления молитвами новомучеников и исповедников Церкви нашей мы и просим для себя в сей нареченный и святой день, «егоже сотвори Господь», Которому и от нас да будет слава, честь и поклонение и в земной нашей жизни и во веки веков. Аминь!»
Марина Полянская, фото Александра Морозова