В день малого престольного праздника митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию и крестный ход в Успенском кафедральном соборе города Тулы в сослужении митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла, епископа Уральского и Атырауского Вианора, настоятеля протоиерея Сергия Резухина и духовенства собора.

На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешении христолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.

По заамвонной молитве совершено славление всем святым, в земле Тульской просиявшим, после чего владыка приветствовал духовенство и мирян: «В сей нареченный и святой день духовной радости и торжества богохранимой Тульской земли мы благочестно и молитвенно прославляем святых Божиих человеков, подвигом веры и благочестия подвизавшихся на ней и ответной своей верной любовью к Подвигоположнику Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, доброхотно стяжавшим нетленную благодать Святого Утешителя Духа истины и через исполнение святых Христовых евангельских заповедей достигнувших веры в единомыслии, единонравии, единочувствии, единодушии и единодействии со Своим Подвигоположником и Господом, и дыханием Святого Утешителя Духа истины обретшими внутри себя исполнения великого обетования Самого Отца Небесного, призывающего всякого в опыте своей земной христианской жизни войти в ощущение сыновства и дочерничества Ему и в Нем — Его единородному Сыну и единосущному Всеблагому Утешителю Духу истины.

Сквозь толщу времен и до нас в опыте жизни Церкви Христовой открывается нам это великое призвание, эта высокая надежда, неизреченная любовь Бога, во Святой Троице славимого и поклоняемого, к каждому из нас, как к несущему в себе в личностном способе своего существования сообразность бытию Самой Святой Живоначальной Троицы, могущее развиться через становление в ответ на поиск нашей познавательной способности ответов на сущностные вопросы: откуда мы, зачем мы, куда и к кому мы? И в этом случае – если мы своим предпочтительным разумным выбором в поиске этой истины, в приобщении к ней, остановимся на Христе Подвигоположнике как на идеале для подражания – по закону межличностного общения и взаимодействия, выраженного в русской пословице с кем поведешься, от того и наберешься, а святым пророком и псалмопевцем Давидом, царем Израильским, с преподобным и ты преподобен будешь (Пс. 17:26), получим возможность обожиться. То есть, когда мы останавливаемся своим дорохотным сознательным выбором на Боге не как на абстрактности, а как на триедином откровении опрозрачненности Трех Единых Божественных Личностных инаковостей друг перед другом, которые являются не чем иным, как живоносной любовью (1 Ин. 4:16) — жизнеутверждающим принципом бытия, мы делаемся способными понять и привлечь благодать Святого Утешителя Духа истины, и осознать свое сыновство или дочерничество Богу и Отцу.

И чтобы мы не сомневались, что поставленная перед нами такая задача — не просто красивая выдумка, а действительно реальность, доступная человеку в любое время, в любом месте, нам и даются те, которые смогли доброхотным своим предпочтительным выбором, будучи такими же плотоносными духами, как и мы, познавательной своей способностью устремленные к истине, смогли в Церкви Христовой привить себя ко Христу для органического с Ним соединения и затем исполниться всетворческой благодати Святого Утешителя Духа истины, и соделаться, как мы слышали сегодня от святого первоверховного апостола Павла, храмами Бога живого (2 Кор. 6:16), нерукотворенными храмами Святой Живоначальной Троицы.

Когда мы приходим в сей Божий дом, к раке с мощами святого блаженного Иоанна Тульского, то невольно задаемся вопросом: как же так, такой же туляк, который жил таким непонятным для человеческого ума образом. Ничего не имея, зимой и летом годами ходил он в полосатом халате на нагое тело, и все потому, что на Господа возложил печаль свою и не сомневался в том, что Господь его пропитает. А когда пришло ему время оставить эту грешную жизнь, тело его не разложилось и не истлело, а сохранилось как живой храм, вместилище и жилище нетления и бессмертия Самого Бога, во Святой Троице славимого и поклоняемого.

Такое же удивление мы испытываем, когда приходим в Свято-Казанский монастырь в Колюпаново к преподобной Ефросинии, или, когда здесь взираем на образ святой блаженной Матроны Себинской и Московской с частицей ее многоцелебных мощей: столько телесно в своей жизни претерпевшая, была и остается ныне как неисчерпаемый источник радости и веселия — душевного, духовного и телесного — неизменной не только изначально для Себино, а потом для Москвы, но и со временем для всей христианской Вселенной.

Такие они, Божии человеки, Божии друзья, которые, как и мы с вами, зачинались в беззакониях и во грехах рождались (Пс. 50:7), но когда искали ответы на самые главные свои вопросы и услышали о Христе, то услышали не просто внешним слухом, а всем своим существом, увидели в Нем самих себя как эхо Его голоса, неразрывно свидетельствующее о том, что никак невозможно ни возникнуть, ни продолжать это возникновение и свое существование без связи, соединения с Ним. А раз это так, то следует дорожить каждой минутой, каждым днем и каждым годом жизни, чтобы исполнить высокое призвание и предназначение наше в бытии как икон Божиих, во исполнение призыва: «Освящайтесь, ибо свят Я, Господь ваш» (Лев. 11:44)!

В этот праздничный день, когда земля наша Тульская достославно именуется множеством в ней просиявших друзей Божиих и прославляет через них великое имя Святой Троицы, причастников вседушевно поздравляю с принятием Святых Христовых Таин!

Желаю всем молитвенным покровом светлосиянного лика святых, в земле Тульской просиявших, не тратить время напрасно, а восходить от силы в силу и от славы в славу (Пс. 83:7)!»

Марина Полянская, фото Александра Морозова