В день 471-ой годовщины победоносного снятия трехдневной осады  Тульского кремля войсками крымского хана Девлет Гирея, заступничеством и помощью святителя Николая Чудотворца, явленных от его чтимого образа, именуемого «Николой Тульским», митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию и крестный ход в храме в честь святого благоверного князя Димитрия Донского и супруги его Ефросинии Московской в колокольне Успенского собора Тульского кремля в сослужении местного духовенства.

На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешении христолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.

На заупокойной ектении совершено сугубое моление о приснопамятных: «благочестивом Тульском Воеводе князе Григории Ивановиче Темкине-Ростовском, о воинах и жителях града сего, от нашествия агарянского в 1552 году оборонивших Тульский кремль».

По окончании богослужения владыка словом мира и любви о Христе поздравил духовенство, мирян и боголюбивое Тульское казачество с праздником: «В жизни нашего богоспасемого града Тулы 471 год тому назад сей день явился днём особой милости и благости Божией, днем радостной победы, которая сорастворялась, как всякая завоеванная подвигом жертвенной самоотверженной человеческой любви по подобию любви Подвигоположника Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, слезами на глазах.

Это были и слезы радости, и тех неизбежных утрат, которые в земном пространстве и времени осуществляются при всякой оборонительной защите.

Знаменательным был 1552 год: Отечество наше под предводительством государя, великого князя и царя Иоанна IVВасильевича, прозванного «Грозным», предпринимало третий поход для присоединения Казанского ханства к территории Московского государства, а представители ханства Крымского, южных приграничных наших окраин, наблюдали за тем, как же будет происходить эта военная кампания, радуясь тому, что предыдущие две попытки не увенчались успехом.

Особенно они следили за тем, как весной, по приказу, выражаясь современным языком Верховного Главнокомандующего, из удельных княжеств начинали собираться в Коломну основные постоянно действующие вооруженные силы, чтобы составить мощное войско. Как известно из истории, лазутчики-крымчане, узнав о том, что Тульский кремль остался под охраной всего лишь сотни регулярного войска под руководством Григория Ивановича Темкина, князя Ростовского, а в городе из подмоги лишь старики-казаки, которые когда-то воевали и еще помнят навыки боевого искусства, женщины и дети, решили воспользоваться такой ситуацией и захватить город. Получив поддержку от турецкого султана, 500 янычар, вооруженных современнейшим по тем временам и доступным туркам видам оружия, вскоре обложили наш кремль и надеялись одержать победу.

Народ же тульский, не столько уповая на военную силу — откуда ей было взяться  — отнесся к этому испытанию как к экзамену от Бога и не на свои силы надеялся, а возложил упование на Господа, исходя из опыта собственного и опыта предшествующих поколений, живших испокон века на этом острове между Упою и впадающей в нее Тулицей особым почитанием Божиего угодника, святителя и Чудотворца Николая.

Как гласит народное предание, святитель Николай, обходя по Божьему повелению, многие земные уделы,  пришел некогда и на Тульскую землю и был немало удивлен тому, как люди здесь его почитают и любят, сколько храмов здесь возведено в его честь. Поэтому в первой четверти XVIвека святитель благоволил выявить свое отношение к такой любви и почитанию со стороны жителей к нему. Так, один из днепровских казаков по имени Ермолай, пришедший на Тульские земли во время формирования здесь Верхнедонского казачества для защиты южного форпоста, совершенно нечаянно и неожиданно для себя во время работ по устроению фортификационных сооружений в камышах, растущих на заливных лугах вдоль Упы, обрел икону святителя Николая, в том самом изводе, который мы и сегодня видим, получившим позднее название «Николы Тульского».

Святитель в пасхальных одеждах, крещатой фелони и белом святительском омофоре держит в руках Евангелие, являющееся символом живым Того, Кому всю свою жизнь, все свое сердце он отдал, и светом Которого он и светит всей вселенной, источая великое множество благодатных знамений и чудес, для тех, кто с верой и любовью в поиске истины — совершенной и подлинной — прибегают к нему за помощью, чтобы не оказаться вне пространства и действия этой истины.

Казачество местное приняло это обретение за особый знак для самих себя, и тут же казаками был поставлен обыденный храм в честь святителя Николы Тульского, дом для его образа.

Туляки же, как мы знаем, в ожидании крымских татар, исповедовавшись и причастившись Святых Христовых Таин, собрались в кремле и дали обет: до положения живота своего стоять под предводительством и воеводством святителя и чудотворца Николая Тульского.

Хоть и немного их было, но все, что можно было для обороны Кремля, люди делали, а духовенство с иконой святителя обходили стены Кремля, совершая молитву и окропляя их и защитников святой водой. Два дня продолжалась страшная осада, а на третий день на помощь горожанам подоспели отправленные царем и государем Иоанном Грозным, к которому были посланы гонцы с известием, что в Тулу вторгся враг, передовые части войска. В итоге непрошенные гости были изгнаны далеко за пределы нашего богоспасаемого города.

А когда наступил этот светлый и радостный день победы, то никто не сомневался, что потрудились все, кто мог, но при этом люди знали, что если бы Господь не охранял Тулу, то напрасна была бы защита человеческая. Все понимали, что святитель Николай сам как возбранный воевода принял на себя попечение о сохранении города и его жителей.

Сегодня мы видим, как в некоем смысле история повторяется, словно по спирали. Обстоятельства меняются, а суть жизни, суть экзамена, который каждому из нас нужно выдержать перед Господом остается неизменной. И от нас зависит, сможем ли мы выдержать этот экзамен. Если захотим и, следуя закону межличностного общения «с кем поведешься, от того и наберешься» — «С преподобным преподобен будешь, и с мужем неповинным неповинен будешь, и со избранными избран будешь, и со строптивым развратишься» (Пс. 17: 26-27), с бесом — осатанеешь, а с Богом — обожишься», изберем для себя идеалом для подражания Спасителя и Подвигоположника Господа нашего Иисуса Христа и будем стремиться в жизни Церкви к достижению с Ним единомыслия, единочувствия, единонравия, единодушия и единодействия, то жизнь наша начнет меняться и обретет смысл. Таким образом, и мы сможем становиться как вторые христоподобные солнца, каким стал святитель и Чудотворец Николай и другие угодники Божии, прославляемые Русской Православной Церковью.

Но одного нашего желания вохристовления недостаточно, нужно еще проявить его в опыте своей жизни, ради этого и посылаются нам — из-за косности и лености наших — внешние тугие обстоятельства, в которых приходится выявлять свою доброкачественность, незаметную в повседневной жизни, припыленную суетой каждодневности.

И свидетельство тому, что молодые люди, парни и девушки, так часто нами ругаемые и порицаемые, в выпавших в настоящее время на страну и народ наш исторических испытаниях, отдают жизни свои христоподобно не только ради защиты границ Отечества своего, а ради защиты нас, соотечественников!

В условиях проводимой Специальной военной операции, как свидетельствуют многие ее участники, востребованы не только офицеры и солдаты, не только медсестры и врачи, не только специальный обслуживающий персонал, но и духовенство!

Священники на передовой так же, как и воины, разделяют суровую науку военных действий в поиске науки христоподобного жительства, помогая всем, кто ищет того же. И наши священники, которые сменяя друг друга, находятся вместе с бойцами 106-ой Тульской дивизии на боевых позициях, рассказывают, как воины молятся, как желают причаститься Святых Христовых Таин, как ранее некрещенные крестятся, а прибывающие домой в отпуск венчаются. Вот как пробуждается душа человеческая, о которой Тертуллиан, апологет христианства, еще в III веке сказал, что она по природе своей христианка, в опыте, а не теоритически проявляя христоподобие и любовь, о которой сказано Господом: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). И отказаться от этого нашим защитникам нельзя, потому что это означает предать самого себя, перестать быть самим собой!

Дай-то Бог, чтобы и мы, и наши дети, и дети детей наших дорожили тем главным, что нам дано в жизни Святой Руси, чтобы мы не утратили понимание того, насколько мы духовно счастливы, насколько мы духовно богаты, от нас только требуется правильно распорядиться этим богатством!

Благодарю иерея Антония Фадеева, благодарю Алексея Ивановича Альховика, атамана Западного окружного казачьего общества, все наше Тульское казачество за то усердие и прилежание, с которыми вы стараетесь проходить науку нашего отцепреданного православного христианского жительства в формах своего казачьего братства!

Дай вам Бог любить искренне, как предки ваши, святителя и Чудотворца Николая как своего доброго пастыря, отца и наставника, молиться и служить ему, возрастая благодатью Господней в христоподобном жительстве!

Причастников вседушевно поздравляю с принятием Святых Христовых Таин!

Призываю на всех вас молитвенным предстательством святителя и Чудотворца Николая Тульского щедрое Божие благословение!»

Марина Полянская, фото Александра Морозова