В день праздника Светлого Христова Воскресения митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Пасхальную вечерню в Успенском кафедральном соборе города Тула в сослужении соборного духовенства.
По завершении богослужения, изнеся из алтаря прибывшую из кафедрального соборного Храма Христа Спасителя города Москвы доставленную туда частицу Благодатного огня, сошедшего в Великую Субботу на животворящий Гроб Господень по молитве блаженнейшего Иерусалимского Патриарха Феофила III и доставленного в Москву Святейшему Патриарху Кириллу делегацией братства святого апостола Андрея Первозванного, владыка поприветствовал предстоящих словом мира и любви о Воскресшем Христе Жизнодавце и раздал Благодатный огонь священнослужителям и пастве: «Господь наш и Подвигоположник Иисус Христос, придя на землю, пострадав до смерти крестной и воскреснув как первенец из умерших (1 Кор. 15:20), показал, что как в ветхом Адаме, который непослушанием ввел во все свое потомство разрушительную силу страдательности и болезненности, тленности и биологической смерти, все умирают, в Нем как в Адаме Новом все оживут (1 Кор. 15:22). Ибо, в отличие от ветхого Адама, Он никогда, ни в чем не согрешивший, исполнил всю волю Отца Небесного, Который не желает смерти грешников, но хочет, чтобы мы спаслись, придя в познание истины (Иез. 33:11). А для этого приняли за истину Христа (Ин. 14:16) и поклонились Ему как своему Царю и Богу, пребывая всегда в верности этому поклону и призванию.
Ради этого, завершая Свое пребывание среди нас, Господь наш и Спаситель создал Церковь Свою, чтобы врата адовы не преодолели ее (Мф. 16:16), как богочеловеческий организм, к которому мы можем прививаться в силу единосущности нашего с Ним человеческого естества. Как веточка растения прививается к здравому корню и доброму стволу, если достигает с ним органического единства, а не механической ставленности, и начинает жить одной жизнью вместе с ним и приносить радостоносный плод.
Господь же сказал: «Я с вами во все дни, до скончания века» (Мф. 28:20), и Церковь Христова показывает нам, какие бури испытаний на эту скалу несокрушимую несутся беспрестанно, сокрушая нашу лукавую совесть, когда мы забываем о своем призвании, когда в видимом не видим невидимого (2 Кор. 4:18), перестаем любить Творца и Создателя, когда погружаемся в бездну богонечувствия и богозабвения.
И чтобы пробудить нас к пониманию всего происходящего, к пониманию откровения, если мы не желаем принимать Христа как донора в своей биологической жизни в Его Пречистых Таинствах за Святой Евхаристией, раз в литургическом году, в Великую Субботу, Господь понятным для нашего чувственного восприятия образом посещает в Святом граде Иерусалиме для прославления место Своих страданий и Своего откровения о любви, которой возлюбил Бог Свое создание, послав Сына Своего Единородного (Ин. 3:16) на крестные муки и на победу смерти ради нашего спасения.
В храме Гроба Господня сходит Святой свет, как говорят греки, или Благодатный огонь, как говорим мы, — свет нетварный, свет Божественный, который воспринимая видимое, чувственное, грубое и материальное, содержит в себе соотнесенность с глубочайшими смыслами Божественного света. Начинаясь с момента невидимого, с этого дивного импульса, он воспламеняется, преобразуюсь по естественным законам нашего физического мира, а потом уже несется, как волна, далее.
Но как бы далеко этот свет не уходил, всегда, на всем протяжении его движения Божественный импульс в нем обязательно присутствует: не в большей степени, не в меньшей ощущаясь, но умом, умным зрением чистого боголюбивого сердца всегда воспринимается достойно и праведно.
Именно так Благодатный огонь возжигается сначала на самом ложе, на котором лежало тело Иисусово бездыханное, а затем Патриархом Иерусалимским, держащим в своих руках пуки свечей по числу лет земной жизни Христа и возжигающим их, он выносится в храм и там моментально воспламеняется от свечей пребывающих и молящихся в нем.
И те, кто верует и не сомневается, умываются этим огнем, вкушают его! Так же вкушают языки огня Божественного и Ангелы, так же вкушал этот огонь и пророк Божий Илия и не сгорал при этом!
Таким же образом происходит и наше освящение, но лишь тогда, когда мы ищем не телесного здоровья и земного благополучия, чтобы в развлечениях и удовольствиях впадать в богонечувствие и богозабвение, а когда ищем лишь этого: «Освящайте себя и будьте святы, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (Лев 20:7).
Если же ищем не этого, то другое постигает нас: «Бог наш есть огонь поядающий» (Евр. 12:29), то есть сжигающий всякую скверну и всякий порок. Это надо знать и помнить, чтобы не играть с этим огнем в наше земное человеческое лукавство.
Огонь Благодатный — не абстрактность, а зримое обнаружение присутствия Отца, Сына, и Святого Духа здесь, рядом с каждым из нас.
Огонь Благодатный — это решимость принять внутрь себя Божественную благодать, видимо в руках несомую, и сохранить верность этому принятию. Это и есть подлинный ответ на Евангельское благовестие о Христовом Воскресении в жизни каждого из нас!
Воистину воскрес Христос!»
Марина Полянская, фото Александра Морозова