В день праздника Светлого Христова Воскресения митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Пасхальную вечерню в Успенском кафедральном соборе города Тула в сослужении соборного духовенства.

По прочтения евангельского повествования о явлении вечером первого дня Воскресения Спасителя, собравшимся ученикам и иным последователям Его в Сионской горнице при закрытых дверях, «страха ради иудейского», за отсутствием апостола Фомы, неповерившего свидетельству остальных о их встрече с живым Учителем и Господом, и пения стихир Пасхи, владыка изнес из алтаря частицу Благодатного огня, сошедшего в Великую Субботу на животворящий Гроб Господень по молитве блаженнейшего Иерусалимского Патриарха Феофила III, и благочестивых паломников храма Гроба Господня, которая была доставлена в Москву Святейшему Патриарху Кириллу делегацией братства святого апостола Андрея Первозванного.

Приветствовав и поздравив духовенство и паству с праздником Светозарной Пасхи Господней, архипастырь раздал Благодатный огонь: «В сей нареченный святой мироспасительный и победоносный праздник Светлого Христова Воскресения словом мира и любви о Воскресшем Спасителе нашем приветствую всех вас, всечестные отцы и возлюбленные о Господе братья и сестры, жители богоспасаемого, славного и древнего города-героя Тулы!

Вновь в нашей жизни настал день светлого торжества, когда мы «смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало, и играюще поем Виновнаго, Единаго Благословеннаго отцев Бога и препрославленнаго вовеки».

Радость Светлого Христова Воскресения, тихо вошедшая в этот мир, так что никто из всего огромного числа земнородных, населяющих собой не только земной шар, но и всю галактику, не был живым свидетелем этого события. Священная евангельская история говорит о том, что только небожители и те — и Херувимы и Серафимы — со страхом и трепетом созерцали эту великую тайну, от века сокровенную в Предвечном Божием Совете. И только один из небожителей созерцал это удивительное таинство, как Сам Собою восстал распятый Иисус Христос с каменного ложа в пещере, иссеченной в природной скале, куда и было положено Его бездыханное и измученное тело, — произнес владыка далее. — И этим созерцанием Ангел Божий поделился с теми, кто был способен Его принять, после того, как сам Ангел получил в этом абсолютное убеждение. Как повествует апостол евангелист Матфей, это были две женщины: Мария, Матерь Божия, и всегда Её сопровождавшая другая Мария, Магдалина, из которой Христос изгнал при жизни семь бесов. Они еще глубокой ночью пришли к этой пещере, потому что больше нигде, ни в каком другом месте их сердце не могло найти покоя. А заповедь Божия их удерживала, ведь была Великая пасхальная суббота, запрещающая что-либо делать. Но как только кончилась эта обязанность, они оказались там, где должны были быть, и увидели стражников стоящих, камень, приваленный у входа в пещеру. И вдруг— молнии с неба, земля содрогнулась, из блистающей молнии выходит Ангел, отваливает камень, стражники падают без чувств… А любовь этих женщин держит их, они только что вместе с Ним прошли через страшные крестные страдания и через утрату Его в скором погребении, когда они были лишены возможности оплакать Его по-человечески и проводить в последний путь. А Ангел говорит им: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого. Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее» (Мф.45: 5-8). Они смотрят — и действительно убеждаются в том, что Господа нет в гробнице.

Исполняя слова Ангела, женщины спешат с благой вестью к ученикам Христа, а на пути их встречает Сам Иисус, живой, и они Его узнают. И более того — Он обращается к ним, когда они кланяются Ему в ноги, видя раны на пронзенных Его стопах, целуют их и слышат до боли, до невозможности спутать с другим родной голос, говорящий им: «Радуйтесь!» (Мф. 45:9). И вот Матерь Божия и Мария Магдалина с радостью свидетельствуют об увиденном и пережитом апостолам.

Восприятие этого самого свидетельства мы всю Светлую Седмицу будем совершать Божественную литургию и крестные ходы, как и они изо дня в день получали все новые свидетельства о том, что Иисус Христос живой: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

В событии Христова Воскресения мы утверждаемся через свидетельства в евангельской истории и через то, что постоянно подвижный день Пасхи Господней по календарю Святой Соборной и Апостольской Христовой Церкви, Христос прославляет место Своего страдания, погребения, помазания и Воскресения явлением Своего светозарного Божественного света — так Воскресший Господь передает благодать Свою в вещественный огонь. И в первые минуты появления своего на белом свете огонь этот выявляет свою неземную вдохновенность, и так мы утверждаемся понятным для нашего чувственного восприятия образом в том, что Христос действительно первенец, восставший от мертвых (1 Кор. 15:20) и проложивший нам в вечную жизнь неизбежную дорогу.

В этот праздничный пасхальный вечер и к нам пришел этот, теперь уже вещественный, Благодатный огонь.

Вседушевно приветствую всех вас словом благовестия апостольского, которое пусть воспламенит не наши пучки со свечами, а сердца наши искренним желанием войти в единомыслие, единонравие, единочувствие, единодушие и единодействие с Богом и друг с другом!

Поэтому, когда сейчас вы будете принимать огонь от меня и от священников, не закрывайте его от других, поделитесь с рядом стоящими, не бойтесь, что вам не хватит! А когда затушив пуки свечей, принесете их домой, не забудьте про них. Когда неизбежно придет опыт боли — душевной, духовной, телесной за себя и родных — когда не на что будет опереться, вспомните о любви и подвиге ради нас Воскресшего Господа, о том, что свидетельствуют эти свечи, зажгите их обычным огнем, но через их сияние узрите свет Истины, Ему помолитесь и Им обновите свет своей жизни!

И пусть благодать Господня сопутствует всем нам!»

Марина Полянская, фото Александра Морозова