В день праздника Светлого Христова Воскресения митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Пасхальную вечерню в Успенском кафедральном соборе города Тула в сослужении соборного духовенства.
По завершении богослужения, изнеся из алтаря прибывшую из кафедрального соборного Храма Христа Спасителя города Москвы доставленную туда частицу Благодатного огня, сошедшего в Великую Субботу на животворящий Гроб Господень по молитве блаженнейшего Иерусалимского патриарха Феофила III и доставленного в Москву Святейшему Патриарху Кириллу делегацией братства святого апостола Андрея Первозванного, владыка поприветствовал предстоящих словом мира и любви о Воскресшем Христе Жизнодавце и раздал Благодатный огонь священнослужителям и пастве.
««Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем»(Ин. 13:31).
Господь Подвигоположник и Спаситель мира Иисус Христос, во исполнение Предвечного Божьего Совета, прежде сложения мира предусмотревшего, что Единый из Трех Его Божественных Лиц перевозглавит Собой от Адама первозданного весь человеческий род, преткнувшийся в неправильности определения целей и смысла всех смыслов, воспринял от Приснодевы Марии общую и единую для всех от Адама первозданного человеческое естество и выявил в нем абсолютную норму его жизнедеятельности — полное и совершенное послушание всеблагой воле Отца Небесного: «Я не пришел творить волю Свою, но пославшего Меня Отца» (Ин. 6:38), — произнес архипастырь. — Власть быть Альфой и Омегой, началом и концом (Откр. 21:6) для всего древа человеческого перешла от Адама первозданного к Сыну Божьему, Адаму Новому. И поэтому как в первом Адаме мы все — хотим или не хотим — наследуем и постоянные изменения, и страдательность, и болезненность нашего естества в силу падшести человеческой природы и отказа прародителей рода человеческого от истинного своего предназначения, то во Христе Иисусе мы получили новую возможность — родиться от Него уже по дыханию Духа Святого именно для того, чтобы вырасти в меру друга Божия!
Какая новая, прекрасная жизненная перспектива! Солнце Правды, подобно дневному солнцу, восставая, несет надежду и радость на полноту благобытия для всего, что находится в поднебесной! Слово Божие, ставшее плотью и вселившееся в нас (Ин. 1:14), ставшее и Сыном Человеческим, исполнило волю Отца Небесного, не хотящего нашей погибели, приняв неповинно результат человеческой жизнедеятельности — поскольку мы являемся грехолюбцами и смертотворцами, — пройдя через врата смерти, истощило ее в Себе Самом, став для нас донором богочеловеческой жизни, и преобразовав биологическую смерть в сон всей земли, установив непреложный закон всеобщего воскресения.
И вот Господь наш Иисус Христос прославляет место Своего откровения о любви, которой возлюбил Бог Свое создание, послав Сына Своего Единородного (Ин. 3:16) на крестные страдания и на победу смерти.
Спаситель и Подвигоположник прославляет его всякий раз, когда приходит по календарю время православной Пасхи, явлением, доступным для чувственного нашего эмпирического восприятия Своего деятельного посреди нас образа присутствия. Это нетварная Божественная сила, благодать, обращенная уже не как общение между Тремя Несозданными в их внутренней Божественной жизни, а обращенная к нам и выявляемая как несозданное сияние, которое прибывая во времени пространстве и открывая Их для Своего сверхчувственного присутствия, дает возможность облечься сиянию этому в формы, доступные времени и пространству. И сияние это возгорается, как нетленный животворящий сначала свет, а потом огонь, который возжигает лампады и свечи, — а их по тридцать три приносят и Патриарх Иерусалимский, и все, кто собирается в иерусалимском храме Гроба Господня — и оно быстро распространяется от одного к другому, и весь храм наполняется этим огненным пламенением, выражающее внутреннее состояние человеческих сердец, ликующих благодарно этой удивительной, самозабвенной, жертвенной и жизнеутверждающей любви Божией, не хотящей смерти грешников, но желающей, чтобы они спаслись, придя в познание истины (Иез. 33:11).
И уже который раз, благодаря нашим братьям и сестрам из православного фонда святого апостола Андрея Первозванного, сей Благодатный огонь пришел к нам, в наш древний и богоспасемый город-герой. Мы вновь получили возможность увидеть своими очами это живое откровение жертвенной Божией любви, обжечь свечи для того, чтобы, когда тьма нашего малодушия, маловерия и поиска прежде всего не Царства Небесного и правды его, а того, что есть, пить, во что одеться-обуться, как размножиться и хоть на полвздоха подольше задержаться на этом свете, засосет нас подобно болоту, и когда нам захочется из него выбраться, чтобы увидеть хоть какую-то соломинку, ухватиться за нее и вытащить себя, то нужно вспомнить, что обжигались некогда этим огнем любви животворящей.
В такой-то момент нужно возжечь свечу, Благодатным огнем опаленную, и смотреть на нее не просто как на свечу, а как на пришествие ко мне Христа Распятого и Воскресшего, и за Него держаться всей своей силой, чтобы ничто не могло отлучить нас от любви Божией, которая во Христе Иисусе Господе нашем!
Христос воскресе!»
Марина Полянская, фото Александра Морозова