Рождественское послание митрополита Тульского и Ефремовского Алексия духовенству и боголюбивой пастве Тульской епархии.
Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление
(Гал. 4, 4-5)
Возлюбленные о Господе боголюбезнейшие собратья архипастыри, всечестные отцы и соработники на ниве евангельской проповеди, боголюбивые иноки и инокини святых православных обителей земли Тульской, христоименитые братья и сестры!
Божиею милостью без малого двадцать с четвертью столетий прошли в богозданной вселенной с той единственной и во век благословенной тихой и радостоносной ночи, под кровом которой, нас ради человек и нашего ради спасения, человеческому роду воссиял небесный свет Истины и заблистало над землей Солнце Божественной правды. «Мудрость, Слово и Сила, Сын сый Отчий и сияние, Христос Бог», во исполнение превечного Божьего совета о достижении предопределенной для богозданных мира и рода человеческого конечной цели обожения (1 Кор. 15, 28), по благоволению Бога Отца, содействием Святого Духа, домостроительным самодействием Своим от Марии Пречистой и Пренепорочной Приснодевы ставший и Сыном человеческим, Самим Собою в Себе перевозглавил отпавшего Адама первозданного человеческий род, став Новым Адамом (1 Кор. 15, 47), в Себе Самом обновившем единое и общее всем людям человеческое естество, возведя его чрез совершенное, добровольное послушание нехотящей смерти грешников (Иез. 33, 11; 1 Тим. 2, 4) всеблагой воле Божией (Флп. 2, 7-8) в непадательное богоподобное достоинство, открыв людям Собою и чрез Себя прямой путь к живому и радостоносному общению с Отцом Небесным в Духе Святом.
Богоглаголивый провозвестник спасительного Божия домостроительства, духоносный русский подвижник апостольской веры и христианского благочестия XII века, святитель Иларион, митрополит Киевский, раскрывая для любомудрых христиан своего времени и всех последующих поколений христолюбцев исторической Руси смысловое содержание Божественного откровения, явленного фактом боговоплощения в знаменитом своем «Слове о законе и благодати», возвещает, что Бог Слово Христос «прежде веков от Отца рожден, един и сопрестолен Отцу, единосущен, как свет солнцу; сошел на землю, посетил народ Свой, не покинув Отца, и воплотился от Девы чистой, безмужней и непорочной; вошел, как Сам (лишь) ведает, плоть воспринял и так же вышел, как и вошел. Один из Троицы в двух естествах – Божестве и человечестве. Совершенный человек по вочеловечению, а не призрак, но (и) совершенный Бог по Божеству, а не простой человек, явивший на земле Божественное и человеческое. Ибо как человек утробу материнскую тяготил и как Бог исшёл, девства не повредив… Как человек постился сорок дней и взалкал – и как Бог победил искусителя… Как человек распят был – и как Бог Своею властью сораспятого с Ним впустил в рай», обратив призыв к свободному, самовластному, сознательному предпочтительному выбору каждого человека: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34), «кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8, 12), «кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Ин. 12, 26), «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6), «Я и Отец – одно» (Ин. 10, 30), Которого молю: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21).
Любвеобильная духовная матерь наша, Святая Православная Церковь, ежегодно с благоговением молитвенно и торжественно прославляет мироспасительное событие Христова Рождества и единогласно с ангельским собором и христоименитым человеческим родом благовествует людям по всему лицу земли «великую благочестия тайну: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире» (1 Тим. 3, 16), Сын Божий вочеловечился, чтобы сыны и дочери человеческие, «при желании», могли обожиться, стать участниками славы Его Божества, общниками Его бессмертия по закону межличностного общения (Пс. 17, 26-27).
Возлюбленные о рождшемся младенце Христе братья и сестры, с христоподобным долготерпением, кротостью и смирением в богохранимых пределах митрополии Тульской, сопутствующие мерности моей в шествии к уготованным нам обителям Отца Небесного доброхотным исполнением евангельских заповедей и преодолением содействующей нам Божественной благодатью, болезненно присущих нам многочисленных зависимостей не от источника всякого блага Бога, а от плоти, мира и исконного завистника и человекоубийцы диавола исходящих, ко Христу же Подвигоположнику и Спасителю нашему верой, надеждой и любовью усердно-неуклонно приходящих!
В сей светозарный и радостоносный день праздника Христова Рождества вседушевно приветствую и поздравляю вас, родных и близких ваших, особенно же тех наших соотечественников, которые христоподобно, восходя в полную меру живоносной и жизнеутверждающей, самозабвенной, жертвенной любви в суровое время, очередной раз постигшее Отечество и народ наш испытанием войной и смертоносным ядом богозабвения и богонечувствия, органически соединяясь со Христом Спасителем, по выражению преподобного Макария Великого: «ипостась в ипостась», ибо «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13), пламенем христоподобия воспламенют всех современных нам людей доброй совести доброхотным исполнением Христовых заповедей, жить и трудиться во славу Божию и на радость людям, содействующей благодатью Святого Духа, очищают себя и окружающий мир от всякой скверны и всякого зла.
Ревностно и неуклонно созидая мир Христов в наших душах, своих семьях, трудовых коллективах, в общественной жизни, будем возрастать в богозаповеданной любви к ближним и сохранять себя во всяком благочестии и чистоте, а благодатная сила Божия да укрепит нас во всех благих начинаниях и добродетелях. «Господь крепость людям Своим даст, Господь благословит люди Своя миром» (Пс. 28, 11) «и да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны» (Кол. 3, 15). Аминь.
Божией милостью смиренный
митрополит Тульский и Ефремовский Алексий