Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию в Свято-Покровском (Феодосиевском) храме города Тулы в сослужении духовенства храма.
На сугубой ектении вознесены молитвы о мире на Украине, Казахстане и странах Ближнего Востока, о сохранении единства святого Православия, а также прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.
По окончании богослужения совершено славление Божией Матери пред образом, именуемым «Взыскание погибших», и святителю Феодосию Черниговскому перед чтимым его образом хранящим частицу святых и многоцелебных мощей святителя и часть его ризы.
Владыка Алексей приветствовал участников общей молитвы словом мира и любви о Христе: «В благословенные дни попразднества мироспасительного события Сретения в Иерусалимском храме Господа нашего Иисуса Христа святым праведным Симеоном Богоприимцем и святой Анной Пророчицей, в день, когда мы благочестно припадаем пред дивным образом Пресвятой Госпожи и Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, чудодейственно пребывающим в жизни Церкви и именуемом «Взыскание погибших», в день, когда в 1696 году, свершив свое христианское земное служение, от земных обителей к обители небесной преставился ко Господу и был прославлен Богом в лике святых архипастырь богоспасаемого града Чернигова, святитель Феодосий, мы имеем особую духовную радость и честь — видеть этого святителя Божия на Тульской земле в сем доме Пресвятой Госпожи, Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, милостиво пребывающим и источающим свет всем, с верою и любовью ищущим его заступления, отеческого наставления и припадающим к его образу, хранящему частицу его святых мощей и ризы.
В этот светлый день мы собираемся пред Престолом благодати Божией для того, чтобы услышать и откликнуться своими сердцами так же, как святитель Феодосий, в свое время, откликнулся на святое слово христоподобной любви, которое обращает ко всем христовым последователям святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (Ин. 2: 15–17).
Апостол в этих строках говорит не о мире как Божьем создании, а о том, что мы сделали с миром, перестав исполнять волю Божию, подчинив Господа своей воле так, чтобы первым делом Он исполнял то, что мы пожелаем, и таким образом испортив этот мир. И покуда мы, перевернув все с ног на голову, с древних времен и доныне, продолжаем так относиться к миру и Самому Мироздателю, «мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19), ибо «он не есть от Отца» (Ин. 2:16), он — от нашей злой, смертоносной воли, от нашего богонечувствия и богозавбвения. Потому и этот мир, и похоть его проходя, исчезают, как прах, сметаемый ветром с лица земли.
Но будущий святитель услышал, воспринял и правильно понял слова апостола о том, что «исполняющий волю Божию пребывает вовек» (Ин. 2:16). Родившийся в благочестивом семействе, всю свою жизнь — от материных пелен и затем, обучаясь в духовной школе, став священнослужителем — он искал только Единого на потребу: «Не то, что мне угодно, Господи, благослови совершиться, а моей воле никак не попускай исполниться! Пусть всегда будет только одна Твоя, святая и благая воля!» Этим путем и шел святой подвижник Феодосий, в терпении, а ему пришлось испытать тяжелые жизненные притеснения, напраслину, клевету, как и Подвигоположнику Христу. Будучи уже уважаемым священнослужителем, святителю пришлось с Украины, где он нес служение, быть вызванным в Москву к отцу-государю Алексею Михайловичу и патриарху, потому что завистники обвинили его в государственной измене. Конечно, он претерпел немало страданий и мучений, но когда началось следствие, Господь в этом следствии прославил невинного Своего раба. Так что когда был вынесен праведный суд, Феодосий был поставлен во епископа града Чернигова, и все годы служения на этой кафедре он жил только одним: показывал примером своей жизни людям, как это — не просить у Бога дать то или это, а просить лишь единого — Господи, пусть всегда и во всем будет лишь Твоя всеблагая и всемилостивая воля!
И так, устроив из себя нерукотворенное жилище Святой Живоначальной Троицы, святитель Феодосий от обителей земных в обители небесные преставился, а его храмина, как благоухающая святыня, нетварной благодатью Святой Живоначальной Троицы сохраняется и доныне — целолокупно и нетленно, и какие чудеса Господь, в прославление имени Своего, по молитвам святителя Феодосия, изливает на всех, кто с верою и любовью ищет Царства Божия и правды его, посылает всем богомудрым искателям благодати Божией!»
По завершении обращения архипастырь поздравил духовенство и прихожан храма с престольным торжеством, выразив им сердечную признательность за любовь, которую они питают к дому Пресвятой Богородицы, за их постоянные труды по совершенствованию внутреннего и внешнего его благолепия. Вседушевно поздравив причастников с принятием Святых Христовых Таин, а именинников — с днем тезоименитсва, владыка призвал на всех щедрое Божие благословение.
Марина Полянская, фото Александра Морозова