В день тезоименитства блаженнопочившего митрополита Серапиона (Фадеева), возглавлявшего Тульскую епархию с 1989 по 1999 год, по окончании Литургии преждеосвященных даров митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил литию в Свято-Никольском (на Ржавце) храме в сослужении городского духовенства Тульской епархии.
Перед началом литии владыка Алексий обратился к предстоящим с архипастырским словом: «В благословенный день сей, когда Святая Христова Апостольская Церковь особой молитвенной памятью и чествованием ублажает преславного святителя, всечестного Новгородского архиепископа Серапиона, являющегося Небесным руководителем, наставником и путеводной звездой для иноческого сердца блаженной памяти аввы нашего, владыки-митрополита Серапиона, приветствую всех вас, всечестные отцы и возлюбленные о Господе братья и сестры!
Ныне мы, духовные его чада, воспитанные его любовью и сопровождаемые в жизни его теплой и искренней молитвой о том, чтобы каждый из нас, восприняв таинство Святого Крещения, а затем и Миропомазания, не только запечатлением даров благодати Святого Утешителя Духа истины, но и живого семени Христова богочеловечества, принес соответствующий жизненный плод, предоставляя полученное в дар от Бога человеческое естество этому семени, как благодатную землю. И все это ради того, чтобы во взаимной встрече и непрестанном деятельном опрозрачнивании друг перед другом, существенно преобразуясь в иную форму жизнедеятельности, достигать совершенного христоподобия, которое доступным для нашего понимания языком выразил первоверховный апостол Павел, чтобы осознавать и, осознавая, деятельно свидетельствовать его окружающему миру: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20).
И дай Бог, чтобы этот дар Божественной благодати, молитва нашего аввы и наставника и его Небесного покровителя, дивного святителя Серапиона, вспомощестовали нам на этом непростом пути достижения совершенного плода познания, что «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20), научая нас молиться и радоваться своим немощам с совершенной и детской доверчивостью ощутимости ничтожности собственной самости, которую должно воспринимать только единственным образом — как паутиночку, протянутую щедродательной Божией любовью над бездной человеческого нашего ничтожества и под бездной безграничной и беспредельной Божественной любви.
Именно этим и жил владыка Серапион, об этом молился и старался привить любовь эту и в наши христианские человеческие сердца.
И сегодня, в день его тезоименитства, все мы, имея в сердцах особые радость и счастье, окружать архипастыря своего, прежде всего, молитвенным предстоянием престолу Божественной благодати, приобщением Святых Христовых Таин, утешаемся его щедрым христианским и иноческим пастырским сердцем, в котором никому не было тесно, вспоминаем особое утешение и тепло от встреч и общения с ним.
Господь судил владыке-митрополиту быть своеобразным мостиком между двумя историческими реальностями в жизни нашей духовной Матери, Русской Православной Церкви.
Владыка Серапион был общником и в этом смысле друг друга приимательно воззжжённой свечой того жизненного подвига христианского, который был присущ новомученикам и исповедникам Церкви Русской двадцатого века, он общался напрямую с теми, кто страдал за Христа, кто нес Его свет в непростых жизненных обстоятельствах, — но именно дарение себя Божественному Промыслу и нищета духовная давали возможность проходить этими путями и достигать подлинного христоподобия: сходства в единомыслии, единонравии единочувствии, единодушии и единодействии со Христом, не только веруя в Него, но и имея счастье и благодать страдать за Него в Духе Святом (Флп. 1:29). Он был и участником эпохи, которая вошла в историю под названием второго Крещения Руси, когда пришли новые поколения. И мы оказались в этом отношении особыми избранниками пред Лицем Божиим, когда не только через книги — что тоже немаловажно — а именно напрямую видели и общались с человеком, знающим этот жизненный путь не понаслышке, а в живом восприятии, которое щедро изливалось живительной влагой из христолюбивого сердца владыки-митрополита.
Теперь, когда душа его предстоит в ином мире, в сонме тех, кто ему дорог и близок, его отеческая любовь приходит в нашу жизнь искренней его молитвой, особенно тогда, когда и наша благодарная сердечная память преисполнена молитвой к престолу Небесной благодати о упокоении души его в селениях праведных. Ибо именно, когда мы духовным своим устремлением соединяемся во Христе Иисусе как в смысле всех смыслов, как в Божественном Логосе, чрез Которого, как говорит апостол и евангелист Иоанн, всеначало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1:3), Который есть Альфа и Омега, начало и конец для всего (Откр. 22:13), через опытное единомыслие, единонравие, единодушие, единочувствие и единодействие с Ним, то во Христе мы и встречаемся друг с другом, и черпаем для себя дивную возможность испытывать радость от открывшейся полноты присноблагобытия.
Вседушевно всех вас благодарю за искреннюю любовь и верность своему жизненному опыту доверия нашему дивному архипастырю, и упование на его святые молитвы!
Особая признательность — протоиерею Игорю Корейше, настоятелю сего святого храма, братии, притчу церковному, которые еще помнят, как владыка Серапион любил этот храм, как совершал здесь богослужения, как благовествовал слово Христовой евангельской истины, как передавал то, что воспринял от исповедников минувшего века, то, что ему было дорого, в самом строе литургической жизни, потому что именно в ней, в ее формах, казалось бы земных, присутствует нечто сверхъестественное, открывающее мир потусторонний, мир святой божественной истины, и этот мир проникает во все пажити нашей человеческой сути тогда, когда мы становимся подобны протянутой паутиночке, пребывая здесь пред Лицем Божиим!
Да упокоит Господь в селениях праведных душу преданного раба Своего, господина и отца нашего Высокопреосвященнейшего Серапиона, митрополита Тульского и Белевского, тезоименитого пастыря нашего в селениях праведных, творя ему вечную память!»
Марина Полянская, фото Александра Морозова