В навечерие Богоявления (Крещенский сочельник) по окончании Литургии святителя Василия Великого митрополит Тульский и Ефремовский совершил чин Великого освящения воды во Всехсвятском кафедральном соборе города Тулы в сослужении соборного духовенства.
По совершения чина владыка Алексий обратился к молящимся с архипастырским словом на тему праздника: «В сей нареченный и святой день Крещенского сочельника, когда ради спасительного крещения в водах Иордана от честного славного Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, принятого Единородным Божиим Сыном, воплотившимся и вочеловечшимся нашего ради спасения, вод освящается естество, приветствую всех вас, всечестные отцы и возлюбленные о Господе братья и сестры!
Благодарю всеблагое Божие смотрение, моей мерности вместе с вами судившему ныне вновь в едином порыве сего исполнения Святой Соборной Апостольской Христовой Церкви, на земле воинствующей за стяжание живоносной благодати Святого Утешителя Духа Истины, и на небесах самодвижно умоляемую всеблагой любовью Живоначальной Троицы благость Божию о даровании миру благодати обновления, благодати очищения, благодати просвещения, благодати привлечь, принять, вместить и удержать те, от века предуставленные для всего миробытия и человеческого рода дары Божественной жертвенной жизненосной и жизнеутверждающей животворящей любви.
Эта любовь приходит сегодня к нам новым откровением благости Божией — освящением водного естества для того, чтобы, как слышали ныне, иметь сию воду «на всякую пользу изрядную»: не только земную, но и небесную, потому что слышали удивительные слова, в славянском выражении слова о том, что вода эта не только «ангельской крепости исполнена», но и является «скачущей в жизнь вечную», иными словами — возводящей, летящей, устремленной, как ракета от земли, в жизнь вечную. И это не куда-то, в неведомое пространство и точку, а к Тому, Кто является Альфой и Омегой всего (Откр. 22:13), из Которого всё, в Котором всё и к Которому всё — к Богу, во Святой Троице славимому и поклоняемому.
Поэтому нигде больше и ни в каком ином измерении невозможно получить такого дара Божией смиренной любви и самоотдачи, как в жизни Святой Соборной Апостольской Христовой Церкви. И к воде этой мы относимся не просто как к явлению одного из множества феноменов, окружающих нас в богозданной реальности, а как к дивному откровению снисхождения Божественных сил и действований до немощи нашего естества.
Как же нам относиться к крещенской воде? Да как к своему телу, оно же материально, и наука говорит, что более чем на 80 процентов, является тоже водным естеством. Значит, относиться к нему мы тоже должны соответствующим образом, ведь оно вложено в наше обладание и кажется, что оно моё — что хочу, то с ним и творю! Однако тело наше требует благоговейного отношения и понимания того, для чего оно в нашу власть вложено, чтобы мы, пользуясь им, осуществляли бы это во славу Божию, на радость себе и всем окружающим, чтобы понимали эту потенциальную богоприемность и актуализировали ее в богоносность. Для этого-то нам крещенская вода и дается — чтобы мы получали, как получаем каждый день в завтраках, обедах и ужинах, внешнюю силу для поддержания равновесия физического, а для духовного — в таинствах Церкви, в молитвах, в упражнениях в исполнении Божественной воли, привлекая Божественную силу и давали возможность в себе проявляться нашему богоподобию.
Сегодняшний день Крещенского сочельника и завтрашнее торжество Святого Богоявления говорят нам о том, какова по своему назначению богозданная материя, и какова наша ответственность за тот конечный результат, к которому в историческом процессе придет все, насколько мы будем соучастниками ликующими в том, чтобы явилась новая вера и новая земля!
Причастников вседушевно поздравляю с принятием Святых Христовых Таин! Всех поздравляю с обновлением благодати на водах, праздником Светов и всем желаю с благодарностью всеблагому Божьему смотрению принимать эту святыню, хранить ее с благоговением и соответствующим образом в течение последующих дней и месяцев земной своей жизни употреблять ее!»
Марина Полянская, фото Александра Морозова.