В навечерие Богоявления (Крещенский сочельник) по окончании Литургии святителя Василия Великого митрополит Тульский и Ефремовский совершил чин Великого освящения воды во Всехсвятском кафедральном соборе города Тулы в сослужении соборного духовенства.

Затем владыка обратился к молящимся: «“Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков” (Тит. 2:11), и радуется Святая Соборная Апостольская Христова Церковь, которую создал Господь таинством Своего воплощения от Марии Приснодевы Богородицы, которую стяжал Своею драгоценной Кровью в ответ на ее, Церкви, молитву, позволяющую нашей познавательной сердечной способностью, силой чистой совести созерцать пути Божественного Промысла и принимать те откровенные божественные, жизненосные, жизнеутверждающие и радостнотворные смыслы действия Бога, во Святой Троице славимого и поклоняемого, направленные ко спасению человеческого рода.

Ибо в силу ограниченности своей, созданной по образу и подобию Божьему, природы мы не может знать истину изнутри, из самих себя, а должны привлекать ее извне, через вопрошание к Самому ее Источнику — скажи мне, Господи, путь, которым мне пойти — и через неуклонную решимость, приняв откровение об этом пути, ревностно и трепетно ему следовать, а через это следование привлечь, принять, вместить и удержать уже не как внешнюю, а как свою собственную, и в меру этого изнутри озаряюще, действующую и просвещающую нас божественную истину.

И только эта истина позволяет нам достигнуть той, предуведенной Предвечным Божиим Советом, цели, ради которой Бог и задумал все миробытие, в нем человеческий род и каждого из нас, — чтобы, восприняв дар жизни в человеческом естестве от Господа через своих родителей, природно присущей нас познавательной потребностью познать Творца, Создателя и Промыслителя как источник, средину и предельную, конечную цель в раскрытии дара жизни, чтобы соединиться с Ним и в этом соединении доброхотно вырасти в меру друга Божия (Ин. 15:15). Именно в этом и заключается назначение нашей человеческой и, тем более, христианской жизни.

И для приобщения к откровению Божию в опыте межличностного взаимодействия и общения со Христом, как источником жертвенной и самозабвенной любви, и дается нам Божия благодать, в святой воде явленная.

Вода эта, будучи ни чем иным, как оттиском благотворности Божественного естества, обладает способностью привлечь, принять, вместить и удержать остальные действия Божественной природы. А попечительная и заботливая сохраняемость этого несамобытного дара выражена в качествах, которые присущи, по замыслу Божьему, для естества воды — всё растворять в себе, быть в этом смысле основой для других жизненных форм и в то же самое время быть способной нести в себе вместе с дарственной живительной  наивысшую живительную силу жертвенной, самозабвенной и жизнеутверждающей Божественной любви. И ради того, чтобы мы стремились в этом наивысшем смысле — не для того, чтобы не болели руки, ноги, не кружилась голова и прочее из подобных земных потребностей — пробудить в себе ту приглушенную жажду вырасти в меру друга Божия (Ин. 15:15), утолить ее в полной мере, чтобы она затем принесла должный плод, нам и дается эта нетленная и, как говорится в Последовании великого освящения воды, «скачущая в жизнь вечную», святая богоявленская крещенская вода.

Вот для чего «явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2:11), потому-то мы и принимаем ее, как драгоценность величайшую, которая, как капелька живительной росы, попадающая на иссохшую землю, способна принести плод жизни, способна побороть отсутствие жизни и наполнить вокруг себя все присутствием радости жизнедеятельности! Для этого она нам и дается, чтобы принять ее внутрь с молитвой, умыться ею с молитвой, и в молитве просить только одного, как просил Иисус Христос у Отца Небесного в Гефсиманском саду: «не Моя, Отче святый, воля будет, а Твоя» (Мф. 26:39). Это и есть дар самозабвенной, жертвенной, жизненосной и жизнеутверждающей Божественной благодати, подаваемой нам через крещенскую воду.

И дай нам Господь осмыслить всё правильно, а значит, как сказано в Евангелии, покаяться (Мф. 3:2), поскольку на новозаветном, греческом языке, который необходимо переводить и разъяснять современным христианам, покаяние звучит как «метанойя», то есть перемена образа мыслей, а за ним и жизнедеятельности. Вот оно, главное наше призвание, которое собственными только силами осуществить плодоносно мы не можем, пожелать — можем, а чтобы осуществить, нужно, как утопающему, ухватиться за соломинку, подаваемую нам Христовой Церковью во всем многообразии тех таинственных преизлияний Божественной благодати как в высоких церковных таинствах, как и в таинстве освящения крещенской воды, и во всех прочих других, и в нашей повседневной молитве, как в искренней беседе с Господом, когда мы просим научить нас, как стать похожим на Него, следуя заповеданной науке: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11:29), чтобы не на полвздоха задержаться на земле, а обрести сходство со Христом в единомыслии, единонравии, единодушии, единочувствии и единодействии!

Чего всем нам молитвенно и искренне желаю и в эти праздничные дни, и в течение всего того времени, которое Господь судит нам здесь, на земле, совершать свое восхождение от земного к Небесному, от своего сыновства и дочерничества прародителей своих — Адама и Евы первозданных — к сыновству и дочерничеству Отца нашего Небесного, Ему же слава и держава со Единородным Его Сыном и Всесвятым Благим и Животворящим Духом вовеки! Аминь.

Марина Полянская, фото Александра Морозова