Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил великую вечерню во Всехсвятском кафедральном соборе города Тулы в сослужении епископа Веневского Феодорита, викария Тульской епархии, и духовенства Тульской епархии.

По отпусте вечерни секретарь Тульской епархии протоиерей Павел Савельев огласил Рождественское послание митрополита Тульского и Ефремовского Алексия духовенству и боголюбивой пастве.

От лица епархиального духовенства и мирян главу Тульской митрополии приветствовал епископ Феодорит: «Ваше Высокопреосвященство, как известно первыми, кто сподобился поклониться родившемуся Христу, были пастухи, или пастыри. Святой апостол и евангелист Лука повествует, что после явления Ангела пастухам, они стали побуждать друг друга к тому, чтобы пойти и поклониться Богомладенцу, говоря: «пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь» (Лк. 2:15).

Дорогой Владыка, Вы как наш пастырь тоже побуждаете своих сопастырей пойди ко Христу и поклониться Ему в Духе и Истине (Ин. 4:23): на плечах Вы носите омофор, знак погибшей овчи, которую нес Господь, в руках держите пастырский жезл. Если представить евангельскую историю, то пастыри, конечно, не могли оставить свои стада без присмотра, и в ночи вместе с ними шли и овцы. Наверное, это и есть образ Церкви, когда впереди паствы идет пастыреначальник, ведя ее к Воплощенному Спасителю по пути, освещенному Вифлеемской звездой.

В этот радостный светлый день позвольте поздравить Вас, дорогой Владыка, и пожелать благословенных архипастырских трудов на благо Церкви, здравия, преумножения имеющейся мудрости и всякого блага от Господа! Просим Ваших святых молитв».

Протодиакон возгласил многолетие.

После чего архипастырь обратился к участникам общей молитвы: «Ваше Преосвященство, боголюбезнейший владыка Феодорит, возлюбленные о Господе всечестные отцы, братья и сестры, словом мира и любви о Родшемся Богомладенце Христе вседушевно приветствую и поздравляю вас с мироспасительным событием Рождества по плоти Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа!

Когда свершилось это, преопределенное Предвечным Божиим Советом, мироспасительное действие Божественной Троической любви, то небожители, ангелы, пытавшиеся проникнуть в эту тайну Предвечного Божиего Совета и удерживаемые ограниченностью своего богозданного ангельского естества, с терпением ждали того блаженного момента, когда благоволит Господь послать единого из великого сонма Ангельского собора к тем самым еврейским простым пастухам, пребывавшим в своем обычном служении, сидевшими в зимнюю прохладную ночь у разведенного костра и оберегающим свое достояние, овец, от нападения волков, чтобы возвестить великую, как Он сказал, радость, которая будет всем людям, потому что ныне во граде Давидовом, в Вифлееме, родился вам Христос Господь, Спаситель мира (Лк. 2:10-11).

И мы, православные христиане 21-го века, живем в наследии уже более, чем двухтысячелетней традиции верности этому благовестию небожителя и опыта отклика человеческих душ, человеческих мыслей, человеческой творческой энергии на это благовестие, которое выражено полнотой жизни в истории Святой Соборной Апостольской Христовой Церкви.

Произошло это милостью Божией через то, что боголюбивые наши родители, а, по большей части, бабушки и дедушки, в свое время приобщили нас фактом нашего крещения во Христа, через искреннее желание и чувство некоей ответственности принеся за нас Богу обещание отрицания от сатаны, от всех дел его, от гордыни его, от служения ему, а главное — обещание сочетания со Христом. Для того, чтобы порыв, возникающей во всяком богозданном человеческом естестве в ответ на ангельское благовестие, был бы актуализирован как единомыслие, единонравие, единодушие, единочувствие и единодействие со Христом, чтобы можно было в узких рамках земной человеческой жизни выразить свою жизнедеятельность в христианском богоподобном достоинстве, мы объявили вражду человекоубийце искони, отцу лжи, дьяволу, и, возрастая, спрашивали себя: а для чего это было нужно, если я еще ничего не понимал и знать ничего не мог? А бабушки и дедушки, которые нас любили всем сердцем, одаривали нежностью и вложили в нас столько добра, даже больше, чем постоянно озабоченные родители, рассказывали нам, маленьким, по вечерам священные и блаженные евангельские сюжеты. И мы схватывали эти духовные смыслы и удерживали их не только умовой памятью, как говорил святитель Феофан Затворник, но и памятью богозданного человеческого духа, наконец почувствовав прикосновение к нему духа Божественной Истины, и так восприняли это откровение, что оно навсегда запечатлелось чувством неизреченной, совершенно неземной радости, стереть которую ничто из того, что есть в падшем из-за человеческих грехов земном свете, и никогда не сможет.

Это чувство похоже на то, которое в лоне своей праведной матери Елисаветы, супруги священника Захарии, испытал младенец, будущий Иоанн, Предтеча и Креститель Господень, когда его матерь услышала приветствие пришедшей к ней Матери Богомладенца Христа Иисуса, тоже находившегося еще в недре Своей Пречистой Честнейшей Херувимов и славнейшей без сравнения Серафимов Пресвятой Девы Богоматери. Будущий Иоанн Предтеча взыграл до такой радости, что и матерь его исполнилась благодати Святого Утешителя Духа истины, ибо тот Младенец, Который вошел в девственное лоно Пречистой Девы, с самого момента Своего спасительного домостроительного действия Боговоплощения в человеческом Своем естестве обладал всей полнотой божества: единосущной, единосильной, единославной, единодейственной со Отцом и Святым Духом.

И дай-то Бог, чтобы наша радость о Рождестве Христовом была такой же подлинно христианской: трепетной, человеколюбивой, сострадательной, участливой, простой, исполненной самозабвенной силы и молитвы, когда мы полностью отдаемся благости Божией, которая всегда говорит только одно: не моя, Владыка Вседержитель, воля да будет, но Твоя (Лк. 22:39), благая и совершенная, не хотящая смерти грешников (Иез. 33:11), а ищущая всяческое для спасения человека и всего мироздания.

Вседушевно благодарю вас за усердие, с которым все мы и каждый на своем месте, следуя отцепреданной православной науке христианского православного жительства, теплим в своих сердцах, сколько можем, верность Подвигоположнику, Спасителю и Господу Иисусу Христу. И прежде всего с особым усердием горячо молимся о тех, кто жертвует самым дорогим, что получил в дар от Бога через своих родителей, о тех, кто приносит Богу в дар в земной своей жизни высокое христоподобное служение, как наши братья-священники, врачи, медсестры и многие другие люди, которые стоят плечом к плечу с воинами на фронтах специальной военной операции; кто здесь, в тылу, собирает все, что может, и отправляет на передовую в знак нашей любви и теплой молитвы; кто плетет защитные сети, заливает окопные свечи; кто приходит в госпитали, чтобы раненых и искалеченных поддержать и укрепить; кто вместе с теми, кто надрывается в темноте потерянности и нечувствия света Вифлеемской звезды, утратив сына или мужа, или отца, кто с ними — в молитве к престолу жизни Подателя, к Тому, Кто все в Своей власти содержит, всему дает начало и движение и Самого Себя открывает как бесконечное начало и как бесконечный предел, к Которому мы идем, получив от Него импульс движения, кто поддерживает их своем терпением, отогревает от ледяного холода утраты надежды на Божью милость, помогает вновь окрылиться и почувствовать, что Бог не есть Бог мертвых, но живых (Лк. 20:38), и через это дает возможность коснуться своего внутреннего человека этим живоносным, нестираемым касанием божественной нетленной радости.

Дай-то нам Господь так выражать свое понимание праздника Христова Рождества и так служить во славу Божию и на радость людям, искренне и бескорыстно.

Всех вседушевно пастырски обнимаю, поздравляю со святым мироспасительным праздником и желаю благодатного духовного света, веры и верности в их нетленном хранении в наших сердцах.

Милость Божия да пребывает со всеми нами! Будем несомненно уповать и веровать, что Господь молитв ради Пречистой Своей Матери и подвига наших братьев и сестер, и нашего единодушного с ними подвига дарует нам победу!»

Марина Полянская, фото Александра Морозова