Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию на Смоленском кладбище города Тулы в соименном храме, где хранится чтимый список Тихвинской иконы Божией Матери.
На сугубой ектении вознесены молитвы о мире на Украине, о сохранении единства Святого Православия.
На заупокойной ектении совершено сугубое моление о приснопамятных ктиторах святого храма сего Романе и Анне Сокол.
За богослужением в сан диакона рукоположен студент 4-го курса Тульской духовной семинарии Кирилл Коршаков.
По окончании богослужения архипастырь словом мира и любви о Христе поздравил духовенство и прихожан с праздником обратился к ктитору храма Борису Соколу: «Вот уже семнадцать лет в жизни Вашей семьи, Борис Александрович, как и в жизни общины этого дома Пресвятой Госпожи Владычицы и Приснодевы Марии, воздвигнутого дивным, по человеческим меркам, служением своему народу, своей земле и этому месту упокоения, этому вечному городу в границах временных нашего жития на территории Тулы, рабов Божиих, приснопамятных ктиторов и устроителей сего святого храма Романа и Анны, день праздника Тихвинской иконы Божией Матери является особым, — сказал архипастырь.— Это день рождения Романа, и сегодняшний день по-особому, видимо, знаменателен и значим, потому это тридцать третья его годовщина, Христов возраст.
Наше благодарное чувство к этим двум христианам из опыта нашей жизни здесь, под сводами этого храма, связана с тем, как удивительно путями Божественного Промысла устрояются человеческие пути и движения во времени, которое приводит к полноте вечности: не в том смысле, что время вытянуто до бесконечности, а в том смысле, что вечность есть сама по себе, в абсолютном своем проявлении, как общение Трех Несозданных самосознающих инаковостей — Отца, Сына и Святого Духа, и как возможно в жизни Церкви, когда люди переступают порог, разделяющий восприятие истины и полноты вечности в её совершенном проявлении, как она есть в жизни Трёх Несозданных Божественных Лиц и наполняет собой весь метафизический мир, и как она осознается здесь, в физическом мире, во времени и пространстве, прикоснуться к этому пониманию. Возможно, что те, кто перешел через подобный опыт, могут нам сообщить это свидетельство о том, что драгоценность временного не состоит в том, чтобы насытиться всем многообразием, которым благоволил Бог наполнить его, хотя оно чудесно и невыразимо красиво, потому что оно есть отпечатление неисчерпаемой плодотворности Божественного естества, но не есть сияние этого Божества, это только отпечаток, который дает возможность нам при правильном взирании на него и правильном отношении к нему, когда мы будем правильно ставить вопросы о смысле всего этого и, с Божьей помощью, находить правильные ответы, то через это будем видеть невидимое: присносущные силы и Божество Того, Кем всё живет, движется и существует, в Ком мы все пребываем, даже не додумываясь до этого, находясь в пленении этих оттенков и отблесков, всего лишь только теней от Истины и подлинной вечности.
Как удивительно, что в нашем христианском опыте есть такие родные, близкие и понятные нам, очень боголюбивые и нас любящие учителя, помощники и наставники наши! Посмотрите, вокруг места их погребения этот храм, как та ось всей Вселенной, которой является Единородное Божие Слово, собирает вокруг себя всю округу, засеянную человеческими телами — этой множественностью единой общности человеческого естества в «чаянии воскресения мертвых и жизни будущего века для того, чтобы этим самым опытом своей жизни — хотя мы это жизнью не считаем, думая, что ей пришел конец — показать, что, оказывается, как семена, засеянные в почву, тела человеческие сеются для того, чтобы лишиться внешней оболочки, скрывающей собой невидимую глубину и полноту потенциальной возможности, таящейся в этом едином зернышке, которая если умрет, разрушая свои внешние границы, то прорастет жизнью и принесет плод, в значительной степени больший, в зависимости от того, какой потенцией от Бога одарена.
Сколько же удивительных печатей небесных истин и таин открывается нам в опыте жизни церковной, и в опыте нашего молитвенного общения с приснопамятными Романом и Анной! Невозможно их не благодарить за это, и невозможно самому себе сказать: это неправда, когда я по ошибке называю их мертвыми — они живы и так наполнены смыслом подлинной вечности, как нам еще идти и идти.
Будем надеяться, что это путешествие увенчается единой и общей радостью от знания, что и нам, в свое время, надлежит разрушить эту ограниченность, легши своими телами в мать сыру-землю, а душою своей, уже набравшейся в опыте жизни Церкви подлинных смыслов, предстать по слову святого апостола Павла, «облеченному из тленного в нетленное и из смертного в бессмертное», в славе и радости вокруг Подвигоположника Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа в свете Евангелия, который открывается нам в образе Пречистой Богоматери с Богомладенцем Иисусом!
Поздравляю всех еще с праздником в честь чудотворного Тихвинского образа Божией Матери, а вас, Борис Александрович, — с вашим семейным праздником!
Благодарю всех за усердную молитву, и пусть милость Божия пребывает со всеми нами!»
Марина Полянская, фото Александра Морозова