По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялся межрегиональный круглый стол «Монашеские добродетели как средоточие монашеского подвига», в работе которого принял участие митрополит Тульский и Ефремовский Алексий.
Конференция, организованная Синодальным отделом по монастырям и монашеству, состоялась в дистанционном формате и объединила архипастырей, игуменов и игумений, а также насельников монастырей из епархий, расположенных на территории Тульской, Белогородской, Курской и Орловской митрополии.
К участникам встречи с приветственным словом обратился митрополит Каширский Феогност (Гузиков), председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, подчеркнувший фундаментальность выбранной для обсуждения темы. «В основе монашеского подвига лежит монашеская традиция. Если монах живет в монастыре, не выходит за его пределы без благословения игумена или игумении, несет послушание, утром и вечером бывает на службе — это уже добродетель в наше время. Если добродетель будет основой подвига, а подвиг не возможен без истины, и если человек возьмет на себя самый великий подвиг, но не будет корректировать его наставлениями от своего духовника, то шансов устоять у него практически не будет, — отметил владыка Феогност. — И наша встреча проводится не для того, чтобы мы похвалились своими добродетелями или подвигами, а чтобы мы искренне поделились друг с другом тем, как в нас сегодня живет монашеская традиция, которой почти две тысячи лет. Умение проговорить свои проблемы, причем искренне, это начало добродетели и путь к подвигу».
Работа заседания началась с обращения к его участникам митрополита Тульского и Ефремовского Алексия, прибывшего в Тульскую духовную семинарию.
«По благословению Ангела и Первосвятителя Церкви нашей сегодняшняя встреча проходит в период завершения спасительного воспоминания Введения во храм Пресвятой Госпожи Владычицы нашей Богородицы Девы Марии, Которая очень ясно и полноценно показывает нам в исполнении христианского идеала тот особый, может быть, его вектор, который присущ монашествующим. Средство же к его достижению состоит в том, чтобы блюсти и девство, и целомудрие, достигая их через искреннюю молитву, через исполнение святых Христовых евангельских заповедей в кротости и смирении, — произнес архипастырь. — Владыка Феогност очень правильно, с моей точки зрения, отметил: чтобы такое движение было по-настоящему благоуспешным, оно должно проходить под водительством мудрого духовного старца и наставника. И здесь возникает большая проблема — нам известно, что и в средние века, и даже в XIX столетии великие наши подвижники отмечали с сожалением, что духовных наставников очень и очень мало. Хотя мы имеем замечательное наследие в святоотеческих трудах и творениях, однако приложение их в современной жизни не всегда доступно всякому человеку, чтобы их правильно привлечь, принять, вместить и удержать и в соответствии с этим принести доброкачественный духовный плод.
Но то, что мы вместе собираемся, обсуждаем эти проблемы будет нам большим подспорьем. В каждой конкретной ситуации, в каждой конкретной общине — мужского или женского монастыря, большого или малого — вопросы будут решаться совершенно особым, неповторимым, уникальным образом. Хотя общее направление понятно для всех — нет разницы в идеале христианской жизни. Нам заповедано и открыто во Христе одно: быть через вохристовление дыханием Святого Духа усыновленными Богу и Отцу, «быть святыми, как свят Господь Бог наш» (1 Пет. 1:16), и «быть совершенными, как совершенен Отец наш Небесный» (Мф. 5:48).
Монашество — это только средство к тому, чтобы можно было бы осуществить этот призыв. Мы понимаем, что он обращен не к большей части церковного народа, а лишь к тем, кто чувствуя призвание от Бога, имеют возможность правильно откликнуться на этот призыв, подражая Божией Матери и другим святым Божиим избранникам, особенно тем, которых Она могла назвать «сей от рода нашего». В таком движении и следует исполнять нашу монашескую жизнь и наше послушание. Без внутреннего духовного делания, молитвы и подвига очищения сознания своего, благих плодов и непреложного их пребывания в нашей жизни может не получиться, как показывает история. По слову Священного Писания, по слову Подвигоположника Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Церковь является «светом для мира, солью его есть» (Мф. 5:13), и если она потеряет эти свойства, тогда плода достойного ожидать не стоит. Монашество же в свою очередь для Церкви является тем же самым, чем Церковь является для человеческого общества в целом.
Дай Господь нам с вами быть верными нашим отцепреданным православным христианским традициям, особенно не увлекаться непонятною новизною, а традицию хранить твердо и другдругаприимательно утверждать её в нашей жизнедеятельности, уникально в каждом конкретном случае».
Затем представители епархии выступили с докладами, посвящёнными проблемам монашеского служения
Следующая часть встречи была посвящена обсуждению актуальных проблем современного монашества и рассмотрению путей решения некоторых из них.
По итогам межрегионального круглого стола в ближайшее время будет подготовлена резолюция.
Марина Полянская, фото автора