Рождественское послание митрополита Тульского и Ефремовского Алексия духовенству и боголюбивой пастве Тульской епархии.
Мудрость, Слово и Сила, Сын сый Отчий и
сияние, Христос Бог…
вочеловечься обновил есть нас.
Из 3-го тропаря 1-й песни Рождественского канона
Возлюбленные о Господе боголюбезнейшие собратья архипастыри, всечестные отцы и соработники на ниве евангельской проповеди, боголюбивые иноки и инокини святых православных обителей земли Тульской, христоименитые братья и сестры!
В сей день, который сотворил Господь (Пс. 117, 24), в который более двух тысячелетий назад исполнилось боговдохновенное прозрение богоглаголивого Исаии пророка: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Емману́ил» (Ис. 7, 14), «что значит: с нами Бог» (Мф. 1, 23). И Святая Соборная Апостольская Христова Церковь по лицу всей Земли ежегодно в молитвенном благоговении торжественно и радостно встречает ту единственную и вовек благословенную ночь, в которую, нас ради человек и нашего ради спасения, воссиял миру Свет небесный, заблистало на земле Солнце Божественной правды – в Вифлееме родился Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос.
Единым сердцем и едиными устами со всей православной христианской Вселенной и мы, духовные чада Русской Православной Церкви, живущие и трудящиеся в Богоспасаемых пределах Тульской митрополии, с благоговением торжественно прославляем это величайшее и спасительное для рода человеческого событие – Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – и с любовью благовествуем людям «великую благочестия тайну: Бога, явившегося во плоти» (1 Тим. 3, 16), соделавшегося Сыном Человеческим, чтобы в Себе самом неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно соединить Свое собезночально-единосущное с Отцом и Святым Духом самобытное и бессмертное Божество с воспринятым от Пречистой и Пренепорочной Девы Марии единосущным с богозданным праотцем Адамом и всем его потомством человеческим естеством, чтобы естественно-доброхотным послушанием Христовой человеческой воли всеблагой, не хотящей смерти грешников, но желающей спасения их чрез познание истины (Иез. 33, 11; 1 Тим. 2, 4) воле Отца Небесного, послушанием даже до смерти крестной (Флп. 2, 8) в Себе Самом освободить человеческое естество от начавшегося самовластным прародительским непослушанием Божией воле богонечувствия, богозабвения, совестной и физической боли, от тления и смерти, чтобы сделать нас, единосущных со Христом по человечеству людей, сынами Божиими, участниками Его Божества и бессмертия, чтобы и мы могли приобретать познание о Самом Боге Отце, ибо Сын Божий Господь Иисус Христос есть видимое «сияние славы и образ Ипостаси Божией» (Евр. 1, 3). «Видевший Меня видел Отца», – сказал Господь (Ин. 8, 19), ибо «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11, 27).
Богопрославленный вселенский учитель Златоустыйконстантинопольский святитель Иоанн, поэтически возвышенно и благогласно изящно прославляя мироспасительный день Рождества Христова, возвещает, что это – «праздник, который более всех праздников достоин почитания и благоговения, который безошибочно можно назвать матерью всех праздников… От него получили начало и основание Богоявление и Священная Пасха, и Вознесение, и Пятидесятница. Если бы Христос не родился по плоти, то и не крестился бы, что и есть Богоявление, – и не распялся бы, что и есть Пасха, – и не послал бы Духа, что и есть Пятидесятница. Таким образом, от Рождества Христова, как различные потоки от источника, проистекли все эти праздники, ибо «о чем некогда скорбели праотцы и предсказывали пророки и что желали видеть праведники, то сбылось и сегодня получило исполнение. Бог «явился на земле» во плоти «обращался между людьми» (Вар. 3, 38).
Посему возрадуемся и возвеселимся, возлюбленные, так как если Иоанн, будучи во чреве матери, взыграл при входе Марии к Елизавете, то гораздо более нам, взирающим не на Марию, но на Самого Спасителя нашего, родившегося сегодня, надлежит взыграть и веселиться, поражаться и дивиться величию домостроительства Божия, превосходящего всякий ум.
Возлюбленные о Господе архипастыри, пастыри, честное иночество, боголюбивые братья и сестры! От полноты ликующей радости моего христианского пастырского сердца вседушевно поздравляю вас с великим и мироспасительным праздником Рождества по плоти Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и с наступившим новолетием благости Божией.
Единодушно, единомысленно, единонравно и единодейственно со всеми вами молитвенно предстоя в благословенные святочные дни престолу небесной благодати под сводами святых храмов наших городов и сел, испрашиваю у Начальника мира и жизни Подателя, молитв ради Пречистой Его Матери и святых, в земле нашей Тульской просиявших, ниспослать нам в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, терпение и мудрость, мужество и благодушие, братолюбие и добросовестность и щедрую Его помощь в делах, трудах и жизни нашей, в прилежном исполнении спасительных Его евангельских заповедей, твердо помня, что «все… от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения» (2 Кор. 5, 18).
«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор. 13, 13).
Божией милостью смиренный,
митрополит Тульский и Ефремовский Алексий