В канун двунадесятого праздника митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил всенощное бдение в Успенском кафедральном соборе г. Тула в сослужении соборного духовенства.
По прочтении Евангелия владыка совершил чин освящения вербных и пальмовых ветвей (ваий).
По окончании богослужения архипастырь обратился к участникам общей молитвы : «Словом мира и любви о Христе в благословенное навечерие молитвенного чествования мироспасительного события Вхождения во святой град Иерусалим Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, именуемого в нашей российской традиции Вербным воскресеньем, приветствую всех вас, всечестные отцы и возлюбленные о Господе братья и сестры!
Вседушевно поздравляю с завершением еще одного замечательного в опыте нашей земной христианской жизни свершения, святой Четыредесятницы, благословенного сорокадневия доброхотного ограничения себя от всего, что не совпадает в нашей жизни с единомыслием, единонравием, единочувствием, единодушием и единодействием с Подвигоположником Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом.
Небольшой отрезок времени земной жизни такого понуждения позволяет раскрыть в себе присутствующее и действующее, подаренное нам самим явлением нашим из небытия в бытие, в сообразности личностного существования Самому Богу, во Святой Троице славимому и поклоняемому, Царство Божие, внутрь нас пребывающее (Мф. 11:12). Оно ради такого труда раскрывается, освобождаясь от природного, естественного оцепенения, которое постигает нас, когда мы не напрягаем внимания своего в поиске сходства в образе жизнедеятельности со Христом как со своим Подвигоположником и являемся живыми трупами. Подобно тому, как оцепеневает на зимний период окружающая нас природа, так что кажется, что больше жизни в ней никакой нет, а некоторые деревья не только оцепеневают, но и на самом деле от мороза гибнут, и к весне уже становятся не способны откликнуться на токи обновления, только обламываются и ни на что другое, как только стать хворостом для огня, больше не годятся. А все-таки многое просыпается, побеждая это оцепенение и выявляя через это Богом вложенную доброкачественность, отображающую собой Божественное безначальное и бесконечное бытие, не знающее смерти.
Поэтому и мы весной видим, как пробуждается к жизни то, что, казалось бы, было оцепененно. И за эти сорок дней мы, как сейчас, можем насладиться еще не плодами, а только ароматами цветущих деревьев, которым еще только предстоит завязь и принесение соответствующих плодов, но уже ясно, что они живые, что потенция в них есть, и при условии правильного ее осуществления будут и достойные плоды.
Так и мы за эти сорок дней обретаем навык единомыслия, единонравия, единочувствия, единодушия, и единодействия со Христом, он подобен живым побегам, этим прорастающим из оцепенения от грехолюбия, богонечувствия и богозабвения к славословию Бога, наших сил, свойств, функций и качеств.
Поэтому самое главное в этот праздник — не о том позаботиться, чтобы принести природные приростки победы жизни над смертью, молитвой, окроплением святой водой и благодатью Святого Духа освятить их — это только символы, только знаки смысловые, которые побуждают нас к тому, чтобы подобно тому, как они пробуждаются от безжизненного оцепенения к полноте жизни, и мы принесли Богу христианские добродетели, эти самые единомыслие, единонравие, единочувствие, единодушие, и единодействие со Подвигоположником Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом. И тем самым во исполнение Его призыва: так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:16), Который по благоволению Своему, самодействием Христовым, при содействии Святого Духа и дал нам возможность принести эти вайи, эти побеги подлинной богоподобной, человеческой христианской жизни!»
Марина Полянская, фото Александра Морозова