Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию и крестный ход в Успенском кафедральном соборе города Тулы в сослужении соборного духовенства.

На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешении христолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.

По окончании богослужения владыка приветствовал участников соборной молитвы словом мира и любви о Христе: «В лучезарное пасхальное сорокадневие сей нареченный и святой день памяти молитвенной святого добропобедного Христова великомученика Георгия Победоносца четко адресует нас, детей исторической Руси 21-го века и духовных чад Русской Православной Церкви, в год 80-летия окончания Второй мировой войны и завершения победоносного для нашего народа Великой Отечественной войны к событиям 1945-го года.

По переходящему церковному календарю в этот знаменательный год Пасха Христова пришлась на день памяти святого великомученика и Победоносца Георгия, когда на территории Центральной Европы и фашистской Германии смолкли последние орудийные взрывы этой войны. Но, чтобы соблюсти все правила юриспруденции и для подписания безоговорочной капитуляции фашисткой Германии, потребовалось еще два дня. Поэтому население европейских стран официально услышало от своих правительств о том, что Вторая мировая война закончена победой объединенных сил Красной Армии Советского Союза и союзников, а наш народ получил это известие от Советского информбюро 9 мая. Потому-то европейцы День Победы отмечают 8 мая, а на бескрайних просторах не только нашего Отечества, но и всей канонической территории Русской Православной Церкви, созерцая которую, мы видим весь земной шар, от Северного до Южного полюсов, празднуют 9 мая.

Несмотря на то, что современное телевидение находится под прессом зловредной цензуры лукавого Запада, все-таки нам показывают, как Бессмертный полк движется по всему земному шару. Даже если нет возможности пройти открыто по улицам своих городов и селений, то люди делают это с помощью интернета, в новых условиях: с фотографиями своих родных и близких, с военными песнями, с молитвой о тех, кто приближал, кто добывал эту Победу, с земным поклоном их великому и святому подвигу. И это свидетельствует о том, как живет дух самозабвенной и жертвенной любви, явленный всеми христолюбцами, особенно явленный с величием в подвиге воинского служения святым великомучеником Георгием и другими воинами мучениками: Андреем Стратилатом, Федором Стратилатом, целителем Пантелеимоном и многими, многими другими, кто призван услышать то, что услышали сегодня мы, и откликнуться на это сознательным доброхотным откликом благодарной преданности и бесконечной любви: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог» (Ин. 4:27).

Конечно, нам необходима пища тленная, иначе мы сами из себя не сможем удержать дар жизни, который получили от Бога через своих родителей в его биологическом, физиологическом проявлении. Однако прежде всего следует нам заботиться и трудиться о пище вечной, о том, чтобы осуществлять взаимодействие с другими личностными инаковостями и своей познавательной способностью выявлять в предпочтительном выборе качествования и образа действования этой личностной инаковости, чтобы остановиться на ее красоте или же не на красоте как на идеале для своего подражания. А затем, по закону межличностного взаимодействия, обогатиться образом единомыслия, единонравия, единодушия, единочувствия и единодействия с тем, на ком остановился как на своем идеале.

В этом поиске личностных инаковостей по принципу межличностного общения надлежит останавливаться с рассуждением, с опытным испытанием не только на тех, кого мы можем видеть, слышать, чувствовать, с кем можем поговорить и обняться, но можно и нужно остановиться и на своем ангеле-хранителе как на светлом богоносном друге. А главное, следуя этому закону, можно взаимодействовать и с Самим Творцом, Который задумал и осуществовал весь видимый мир, и попечительно о нем заботится, чтобы привести его в движение, импульс которому Он дал в Самом Себе, не только как к началу, но и как к завершению (Откр. 1:8).

В этот праздничный день все христоподобные люди и, прежде всего, христианские воины в своем служении, как оказывается, выявляют одну из характерных черт, присущих личностной инаковости Отца, Сына и Святого Духа, — любовь, которая есть суть их взаимоопрозрачнивания друг перед другом, взаимопроникновения, одаряющего Самим Собою Двух других, желая Их больше нежели, чем Самого Себя, создавая этим живоносный принцип вечного, нетленного и радостотворного существования: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).

Господь наш, перевозглавив Собой человеческий род, став Новым Адамом и выявив абсолютную норму жизнедеятельности человеческого естества, это и показал: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15). Господь отдал за нас жизнь доброхотно, искупив нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (Гал. 3:13).

И выявляя такое подобие опытно, воины Христовы сами в себе с удивлением получают это откровение и восходят до высоты христоподобного жительства. Поэтому и прямо встраиваются в нетленный христоподобный, немеркнущий в Божией славе, бессмертный полк.

Великомученик и Победоносец Георгий со времен Юрия Долгорукого, великого Киевского и всея Руси князя, основателя престольного града Москвы, является ее покровителем и помещен на самый герб столицы нашего государства. И всегда святой Георгий Победоносец являлся и является покровителем и нашего воинства, как пример, как негасимая вечная лампада, для всех, кто чувствует в своей жизни потребность выявить самого себя в этом образе служения — быть защитником своему народу, своему роду, своей семье, своему Отечеству, войти в эту самую христоподобную меру: «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей» (Ин. 15:13), за ближних своих, принося жизнь свою на алтарь Отечества и получая то внутреннее восприятие совершенного христоподобия.

И мы видим, что этот свет друг друга приимательно передается и сохраняется не только во внешнем движении в виде Бессмертного полка, но и в том, как внуки и правнуки наших победителей в сегодняшней ситуации опять лицом к лицу вынуждены столкнуться с отрыжкой той самой коричневой чумы, мнимого, проповедуемого и насаждаемого от самого человекоубийцы искони дьявола своего исключительного биологического превосходства над всеми другими народами и людьми белого света, получающей огромную поддержку и силу со стороны мирового милитаризма. Ополчившееся на Русь православную, слепотствуя, не понимают и не видят этого бессмертного полка, как он неразрывно генетически, органически, исторически деятельно присутствует и сплачивает наш народ в многообразии образа действия: тех, кто с оружием стоит на передовой — одним образом, тех, кто это оружие изобретает, улучшает и создаёт — иным образом, тех, кто каждый на своем месте трудится — третьим образом. Дабы мы, как предки наши, отдавая должное милости Божией, с молитвой, верой и долготерпением, с живым откликом, без равнодушия и с ожившей совестью, объединившись, трудились во славу Божию ради общей победы! И все это есть выявление того же самого евангельского завета: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13), а также отдаст время свое, таланты свои, мысли свои, сердце и всю глубину души своей, которые щедродательно и бескорыстно вкладывает в свое дело и помощь.

Мы несомненно веруем тому прозрению, которое было открыто 22 июня 1941 года, в день вероломного нападения фашистов на западные рубежи Советского Союза, Предстоятелю нашей Церкви, блаженнейшему митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию, изложенное в его Послании пастве Русской Церкви: «Господь дарует нам Победу!»

Но мы понимаем, что дарует нам ее Господь не просто так, а за достигнутую зрелость, за устремление достигать Победы, какое было у защитников Брестской крепости, Александра Матросова, у краснодонских юношей и девушек из «Молодой гвардии», у жителей Ленинграда, поддерживающих друг друга 900 блокадных дней, у приснопамятных героических защитников родной нашей Тулы и Москвы, у воинов на фронте и тружеников в тылу в течение 1418 бесконечно долгих дней великой надежды, веры и верности Христу Жизнодавцу, которая помогала этому поколению победителей вызреть и сделать с Божьей помощью то, что они сделали.

И сегодня внуки и правнуки победителей, все мы, каждый на своем месте, дышим тем же духом, пламенеем тем же пламенем и несомненно веруем, что в этом служении, в этой устремленности молитв ради Пречистой Своей Матери, Благой Вратарницы, двери райские верным отверзающей, великомученика Победоносца Георгия и всех наших добропобедных защитников Отечества, лучезарных детей бессмертного полка, Господь дарует нам победу!»

В завершение архипастырь поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин, именинников и именинниц — с днем тезоименитства и всех предстоящих — с сугубой Пасхой, — Пасхой Христовой победы над человеческим грехолюбием и смертотворчеством и Пасхой всенародной Победы в Великой Отечественной войне достижении христоподобия: единонравия, единочувствия, единодушия, единомыслия и единодействия со Христом как единственно истинным смыслом земной человеческой жизни.

Марина Полянская, фото Александра Морозова