В день престольного праздника митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию и крестный ход в тульском Пречистенском Пантелеимоновом мужском монастыре в сослужении благочинного монастырей Тульской епархии игумена Агафангела (Болдина), наместника обители архимандрита Клавдиана (Ларькова) и духовенства монастыря при большом стечении прихожан и паломников.
На сугубой ектении вознесены молитвы о мире на Украине, о сохранении единства святого Православия.
По окончании богослужения совершено славление святому великомученику перед иконой с частицей его святых многоцелебных мощей.
Затем архипастырь приветствовал участников общей молитвы словом поздравления и назидания: «В благословенный, святой и нареченный день престольного торжества сей святой обители богоспасаемого града Тулы и на нашей священной земле мы единомысленно, единонравно, единочувственно, единодушно и единодейственно со всей православной христианской вселенной и, особенно, с избранным уделом земным Пресвятой Богородицы — Святой Афонской Горою — и с братией нашего русского Пантелеимонова монастыря на ней притекаем с особой любовью и благоговением к образу святого великомученика и целителя Христова Пантелеимона, хранящего в себе частицу его многострадальных богопрославленных и чудодействующих целительно для ищущих в себе полноты раскрытия даров благодати Святого Духа мощей, — сказал митрополит Алексий. — Благодарю всеблагое Божие смотрение, по обыкновению нашему судившему и моей мерности вместе с вами в этот праздничный день составлять духовный лик Христовых учеников, стремящихся к тому, чтобы привлечь, принять, вместить и удержать те благодатные, богооткровенные духовные и жизнеутверждающие смыслы, которые несет с собою Святая Соборная Христовая Апостольская Церковь изо дня в день, предлагая нашему вниманию убедительные примеры таких же как и мы человеков, зачавшихся в беззакониях, родившихся во грехах, но не пожелавших, услышавши Благую весть о Христе Иисусе, оставаться прежними грехолюбцами и смертотворцами.
Как святой первоверховный апостол Павел сегодня через Послание к ученику своему Тимофею (2 Тим. 2:8-9) напомнил о том, что, приняв это известие, это живое свидетельство трепетного отклика человеческих сердец на удивительное опознание, произошедшее с людьми при встрече с Иисусом из Назарета Галилейского, открывалось им в опыте общения с Ним, как взаимодействия с Тем, Кто есть Альфа и Омега, начало и конец (Откр. 1:8), предельная цель всего. Кем всё живет, движется и существует. И если при этом появляется понимание, что Христос не просто начало и конец некоей абстракции, а является Таковым как для всего многообразия созданномущего, так и, что особо важно, конкретно для каждого из нас,
и если мысль останавливается на той глубине граней, которые раскрываются в этом познании Его как Альфы и Омеги для каждой человеческой личности, являющейся эхом Его голоса, выражающим уникальную любовь Живоначальной Троицы, созидающей многообразие межличностного общения в доброхотном взаимоуважительном сознательном достижении сходства в характере взаимодействия Триединого Творца с многоипостастным человечеством,
то тогда появляется способность всё изменить в человеческой жизни и дать возможность в благодати, открывающей нам в Иисусе Христе двойное единосущее, дающее нам опознать Его по закону межличностного общения и получить возможность привлечь, принять, вместить и удержать это откровение как самую важную и нужную человеку драгоценность жизни.
Святой великомученик Пантелеимон показал нам, каков был в его жизни доброкачественный выбор. Когда он услышал о Христе и затем, познав Его верой, движимой любовью, явил себя в последовании за Ним совершенно христоподобным человеком и даже великой привилегии христоподобия удостоился, с радостью восприняв страдания за Христа.
Не простой, рассудочной, как говорил святитель Феофан Затворник, умовой памятью Пантелеимон помнил о Христе, по слову апостола Павла: «Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых» (2 Тим. 2:8), а всем чувством сокровенного сердца, внутреннего своего человека, как называет его апостол Павел, своим внутренним «я» он знал Кем живет, двигается и существует, в Ком он есть сейчас, и ничто — ни на земле, ни на небе — не смогло отлучить сего великомученика от этой любви во Христе Иисусе Господе нашем, самозабвенной и стремящейся к единомыслию, единонравию, единодушию, единочувствию и единодействию с Ним! И этот бесценный дар любви дается и нам в жизни Святой Соборной Апостольской Христовой Церкви и так убедительно показывается и свидетельствуется жизнью таких же, как и мы с вами людей, прославляемых Церковью в сонме святых».
В завершение владыка особо приветствовал причастников с принятием Святых Христовых Таин, именинников — с днем тезоименитства, а также тепло поблагодарил отца-благочинного монастырей Тульской епархии, отца-наместника и братию святой обители, прихожан и паломников за общую молитву и за усердие в прохождении науки отцепреданного христианского жительства.
Марина Полянская, фото Александра Морозова