Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию в храме в честь равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, поселка Михалково в сослужении настоятеля храма иерея Виталия Карпенко.

На сугубой ектении вознесены молитвы о мире на Донбасе и Украине и о благопоспешении христолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о сохранении единства святого Православия.

По окончании богослужения владыка обратился к участникам общей молитвы с архипастырским словом: «В сей нареченный и святой день мы молитвенно чествуем и искренне поклоняемся с благодарной человеческой сердечной любовью Подвигоположнику, Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, выражаемой видимо нашим телесным поклонением изображению Честного и Животворящего Креста Господня, а невидимо — движением нашего ума, нашей совести, нашей веры и искренне человеческой признательности не только за тот дар, который мы получаем через своих родителей от Бога, приходя из небытия в бытие и являясь в этом качестве существами, созданными по Его Образу, — произнес архиерей, — но и за радость молитвенного воспоминания события, которое произошло и в истории человеческого рода, и Святой Соборной Христовой Апостольской Церкви практически через 300 лет после завершения Господом нашим Иисусом Христом Его спасительного для нашего человеческого естества служения, после Его страданий крестных, погребения, Воскресения, Вознесения и одесную Бога Отца сидения — обретение, благодаря царице Елене, Креста Господня в разрушенном и переименованном в Элия Капитолину Иерусалиме, в котором евреям было запрещено селиться, на затерянном в человеческой памяти, отданном под языческий храм, и вновь найденном месте искупительного страдания Христа, Голгофе.

Совершая поклонение изображению Честного и Животворящего Креста Господня, православная христианская вселенная поклоняется ему не просто как дереву, сложенному особым крестообразным образом, а тому смысловому значению, которое оно собой свидетельствует: так возлюбил Бог Свое творение, Свое создание, мир и человеческий род, что Сына Своего Единородного отдал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16). Для того чтобы Он став, не переставая быть Сыном Божиим, и Сыном Человеческим, восприняв в Самого Себя, к Своему природному исконному Божеству, которым Он Единосущен с Отцом и Святым Духом, привил добровольно Им испрошенное и воспринятое, потому что добровольно отданное согласием Его Пренепорочной Матери, Приснодевы и Богородицы, Её биологическую энергию женского человеческого организма как начатки человеческого естества от Её Приснодевственных кровей, соткав Себе из них багряницу Своего человечества.

Подвигоположник и Спаситель наш Иисус Христос, становясь Сыном Человеческим, не переставая быть Сыном Божиим, исполнил волю пославшего Его Отца и выявил Собой полноту нормы человечности: не будучи обязанным, потому что не сотворил греха, Он доброхотно принял на Себя смерть и её, в биологическом выявлении, в Себе Самом преобразовал в сон всей земли. Так, освятив самую смерть, Спаситель установил закон всеобщего воскресения, перевозглавив Самим Собою от Адама первозданного человеческий род.

Вот, что есть такое Крест Господень — это Предвечный Божий замысел о человеке, чтобы он был не просто биологически запрограммированным Создателем мыслящим существом, а имел потенцию к свободному творчеству, разумному познанию красоты, добра и понимания того, что оно по природе личностно, ибо по природе благ только Бог.

Христос призывает нас к этому и становится Донором для нас человечности, которая проявляется одним только образом: «Отче, … не Моя воля, но Твоя воля да будет» (Лк. 22:42), дабы добро пребывало в человеке не просто, как вложенные в него семена Дародателя, а свободно избранное, желанное и поэтому им практикуемое правило: с кем поведешься, от Того и наберешься. А для этого нам необходимо войти со Христом в межличностное общение, в дружество, в единодушие, единонравие, единочувствие, единомыслие и единодействие, и Он, по Своей Единосущности с Отцом и Святым Духом, введет нас бессмертие и бесконечность, и нетленную славу Божества. Потому за такую великую честь мы и совершаем поклонение Кресту Господню!

Поздравляю всех вас с праздником! Призываю на всех нас щедрое Божие благословение, и дай нам Господь любви Божией поклоняться и благоразумно, и добросовестно, и с совершенной благодарной самозабвенностью — только так мы и сможем опытно понять и почувствовать, как изнутри нас будет действовать любовь Бога Отца, для нас распявшая Своего Сына, любовь Бога Сына для нас, чтобы мы вошли в это Единство Трех Несозданных, распявшая Себя, и любовь Бога Духа Всесвятого, в нас торжествующая силой крестной!»

Марина Полянская, фото Александра Морозова