В день престольного праздника митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию и крестный ход в соименном храме города Тулы в сослужении местного духовенства.
На сугубой ектении вознесены молитвы о мире на Украине, Казахстане и странах Ближнего Востока, о сохранении единства Святого Православия, а также прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.
Митрополит Алексий по окончании богослужения приветствовал предстоящих, поздравив их с великим торжеством и призвав по-настоящему проникнуться его смыслом: «В мироспасительный день празднования престольного праздника сего святого храма со всей православной христианской вселенной и мы здесь, на благословенной Тульской земле, благочестно совершаем молитвенное воспоминание и прославление события вознесения на сороковой день по Воскресении из мертвых плотью Своею в одесную Бога и Отца сидение Подвигоположника и Спасителя Господа нашего Иисуса Христа.
Господь наш благоволил воспринять от Приснодевы, Пречистой Своей Матери человеческое естество в том качестве, которое через жизненный подвиг предшествовавших Ей праведников в Её роде и Её Самой, было возведено содействием благодати Божией в исполнение заповедей Господних в то состояние естества человеческого, которое имел при создании от Бога первый человек, праотец Адам, когда это естество, только что сотворенное Творцом, было ни необходимо смертным, ни необходимо бессмертным.
Приняв человеческое естество от Приснодевы и Богородицы в таком качествовании, через всю Свою земную жизнь Господь Иисус Христос возвел его в то состояние, которое Адаму не было дано, которое было для Адама открыто только как призвание, но он в нем не устоял. В итоге, человеческое естество получило через уклонение ко злу, свободно избранному Адамом, страстность, болезненность, тленность, биологическую смертность, равно как и смерть духовную, и невозможность принимать дыхание Святого Духа и усваивать его в себе как свою собственную силу — именно эта способность, которая была у Адама первозданного в потенции, была с его грехопадением для человеческого естества закрыта, она прекратилась. А Господь наш Иисус Христос в Своем человеческом развитии, проходя через все этапы становления человеческой жизни — младенчество, отрочество, зрелость и до самой смерти, которая в Нем, в отличие от Адама падшего и всех его потомков, имела только потенцию. Однако, в отличие от Адама и его потомков, Господь не должен был умирать. Долженствование смерти, ее необходимость и неизбежность смертного часа обусловлены тем, что не только Адам, но и все его потомки с такой же жадностью в отказе от поиска воли Божьей и соответствия ей своей жизнью, а в устремлении к тому, чтобы Богу навязывать свою волю, обретают только одно — актуализацию греха и неотъемлемое следствие этой актуализции — биологическую и духовную смерть.
Всего этого во Христе Иисусе не было, и Он умирать мог, но не был обязан, потому что не сотворил никакого греха, но был всегда послушен воле Отца Небесного, ибо эта воля у него с Отцом совершенно единая, и Его человеческая по естеству воля была послушна Богу Отцу даже до смерти и смерти Крестной по любви к нам, ради нашего спасения.
Праздник Христова Вознесения открывает нам, что наше жизненное предназначение заключается в стремлении к богоподобию, а оно не в том, чтобы и дальше продолжать строить цивилизацию для того, чтобы пользоваться ее благами, размножиться и прожить как можно дольше, ибо Господь, не хотящий нашей погибели, такими путями, такой неповинной смертью Своей открывает всем, кто хоть сколько-нибудь внутри себя задается вопросами о смысле жизни, ее значении, способность войти в Истину не гадательно, а увидеть ее таковой, какова она есть — что мы не сами по себе, а как вся Вселенная —в Единородном Боге Слове, в Нем и из Него!
И только тогда, когда мы по-настоящему полюбим Бога, только тогда и возможно будет Божественную молнию Святого Духа привлечь, принять, вместить и удержать в глубине духа нашего как в себе действующую, родную, свою, нечужую и желанную силу, от сладости которой не захочется никогда отвратить ни мысли, ни желания, ни чувства!
Каков суд в совести каждого из нас светом Истины должен произойти в доброкачественном молитвенном сопереживании и соучастии — в этом мироспасительный смыл события Вознесения Господня! И только тогда мы будем способны преодолеть физические законы, материальную дебелость своего тела, ибо всё внутри нас— пламень огненный, и если, как святые Божие угодники, чьим святым и чудодейственным мощам мы поклоняемся, и мы достигнем христоподобия, то тела наши не рассыплются на мельчайшие частицы, а останутся целокупным.
В этот праздничный день причастников вседушевно поздравляю с принятием Святых Христовых Таин, потому что это и есть живое свидетельство на пути ко Христу. Именинников поздравляю с днем тезоименитства!
Благодарю отца-настоятеля и всех прихожан сего храма за то усердие, с которым вы проходите не простую, но жизненосную и жизнеутверждающую науку нашего отцереданного православного христианского жительства, и желаю всем преисполниться полноты присноблагобытия».
Марина Полянская, фото Александра Морозова