Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию в Богородице-Рождественском женском монастыре поселка Горелки города Тулы в сослужении местного духовенства.
За богослужением молилась настоятельница монастыря игуменья Амвросия (Соломатина). На сугубой ектении вознесены молитвы о мире на Украине, Казахстане и странах Ближнего Востока, о сохранении единства святого Православия, а также прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.
По отпусте совершена панихида по всем от века почившим православным христианам, после чего архипастырь обратился со словом мира и любви о Христе: «Благодарю всеблагое Божие смотрение, моей мерности судившее в этот знаменательный день предстоять Престолу Божией благодати в дому Пресвятой Госпожи, Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и вместе с вами проникать в те глубины Божией любви и тех божественных и радостнотворных смыслов, которые стали так доступны нашему, прежде всего, пониманию, а затем и практике исполнения святых Христовых евангельских заповедей в жизни Святой Христовой Апостольской Церкви опыта того, что «Бог же не есть Бог мертвых, но живых» (Лк. 20:38).
В опыте церковной жизни Вселенские родительские субботы являются замечательной духовной лабораторией, в которой мы можем в повседневной суете остановиться и, как в зеркале, увидеть истину в тех самых словах: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь» (Ин. 5:24).
Жизнь вечная — это общение с Отцом, Сыном и Святым Духом, и благоприобретается она трудом своего доброхотного жительства в опыте единонравия, единодействия, единомыслия, единочувствия и единодушия со Христом, а через Него — и с Духом Святым, а через Них — и с Отцом Небесным.
Поэтому никак нельзя приходить в храм, как в комбинат духовных и церковных услуг, чтобы в определенном порядке подать записки, поставить свечи, отстоять немного на службе, а все остальное должно идти своим порядком! Неправда, ведь мы призваны быть царственным священством! Мы призваны для того, что, придя в храм, увидеть священнодействие жертвенной, божественной и жизненосной любви Святой Живоначальной Троицы, увидевши, подвигнуть себя, согласно опыту по закону межличностного общения «с кем поведешься, от того и наберешься», пережить эту реальность, приобщиться к ней.
И только тогда и получится слышать имена, которые произносятся за службой, не формально, а произносить их самой совестью своей, и, через этот голос совести, памятью своей видеть личность каждого человека и знать, насколько мы его недолюбили, насколько унизили тем или иным образом отношения. Казалось бы, что ж теперь: жизнь его закончена, мы не видим и не слышим этого человека. Но если мы веруем во Христа, веруем в то, что Бог воскресил его из мертвых, и всех, умерших во Христе, приводит с ним, то тогда именно Ему должны будем показать эту неправду, как ту язву, которую мы Ему и нанесли, и которую Он вознес, раздирая, по Писанию, на Теле Своем на Крест и там, священнодействуя исправление неправды нашей, молился Отцу Небесному за каждого из нас: «Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят!» (Лк. 23:24).
И только это дает нам возможность встать на колени перед Христом, внутри своего духа, у этого Креста, взяться за Его ноги и просить: «Господи, прости падшее создание Твое! Прости, что этим глаголом любви жертвенной — «они не ведают, что творят» (Лк. 23:24) — я Тебя распял! Прими этот мой гной, потому что я верую, что ты можешь преобразить его в то, чем оно является не через мое злоупотребление, а через то, что Ты создал! И верни мне меня самого, самим собой и себя убившего, и ранившего родных и близких, и ложью моей — и Тебя Пропятого, но уже не хотящего творить греха, а желающего только быть с Тобою и в Тебе, похожим во всем: в единодушии, единонравии, единомыслии, единочувствии и единодействии!»
Однако к этому нужно нам подготовиться опытно, выразить в условиях, которые мы имеем здесь, во времени и в пространстве, в жизни Церкви: поговеть, поплакать над грехом своим, исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.
Поэтому все Вселенские родительские субботы, которые предстоят нам в течение Великого поста, нужно приходить в храм, чтобы царственно священнодействовать! И, пожалуйста, никогда не стойте просто так, не произносите просто так имена своих усопших, а вспоминайте их в ту меру, в которую сердце хранит память любви, ту неправду, что была, и ко Христу молите: «Господи, то, что я сделал не так, Ты Своей любовью преобрази в добро и благо!» И приступать к Святым Христовым Тайнам ради того, чтобы освятить себя в полную меру и не для себя это удержать, а для вхождения во внутренний наш мир жертвенной и жизненосной Божественной любви, прося Христа: «Господи, всю эту радость Сам, как мой дар, через Тебя приносимый тем, кого я недолюбил, кому недослужил, кому я чувствую себя должным, принеси, как дар моего покаяния и как дар моего желания жить в совершенной совести со Святой Живоначальной Троицей!»
Марина Полянская, фото Александра Морозова