Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию в Богородице-Рождественском женском монастыре поселка Горелки города Тулы в сослужении местного духовенства.

За богослужением молилась настоятельница монастыря игуменья Амвросия (Соломатина) с сестрами.

На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешении христолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.

По отпусте совершена панихида по всем от века почившим православным христианам, после чего архипастырь обратился к предстоящим со словом мира и любви о Христе: «Благодарю всеблагое Божие смотрение, моей мерности судившее в благословенную Вселенскую родительскую мясопустную субботу предстоять Престолу Божией благодати в дому Пресвятой Госпожи Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и вместе с вами проникать в те глубины Божией любви и тех божественных и радостотворных смыслов, которые стали так доступны нашему, прежде всего, пониманию, а затем – и практике исполнения святых Христовых евангельских заповедей по дару благодати и в жизни Святой Кафолической Апостольской Христовой Церкви.

Духовная Матерь наша, имеющая в Возглавителе своем, одном из Святой Живоначальной Троицы, Подвигоположнике Спасителе и Господе нашем Иисусе Христе, всю полноту всякой истины и всякого знания, дает нам возможность, чудесным образом пребывая в ограниченности времени и пространства, чувственно, эмпирически воспринимая действительность и время, текущее из будущего в настоящее и прошлое, обладать знаниями, свойственными Трем Несозданным Божественным Личностям: Отцу, Сыну и Святому Духу.

Поэтому в годовом литургическом круге мы имеем такой воскресный день, который ждем, и если живы будем, и Бог благословит, то завтра он опять в земной нашей христианской жизни настанет как день молитвенного воспоминания и соучастия в событии, которому как историческому факту еще только предстоит выявить себя в потоке времени и пространства, как последнего дня истории — дня всеобщего воскресения и Страшного неумытного суда. Но то, что знает Бог, ведает всякий, живущий в Церкви Христовой не формально, а соотносящий себя самого и свою жизнедеятельность со Христом как Своим Подвигоположником, как с Тем, из Которого все вышло, Кем все живет, движется и существует (Деян. 17;28), чтобы опять к Нему и возвратиться, и через Него войти в восприятие единства жизни с Ним единосущными по Его Божеству Отцом и Святым Духом и с теми, кто приобретет в земной жизни, во Христа крестившись и во Христа облекаясь (Гал. 3:27), единонравие, единочувствие, единодушие, единомыслие и единодействие с Ним в человеческом естестве. И тогда возможно через Христа входить в радостное, единодушное, жизненосное взаимодействие и с Богом, во Святой Троице славимом и поклоняемом, и со всеми теми, кто вырос, сознательно и доброхотно, в своей земной жизни, в Церкви Христовой как богочеловеческом организме, в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13).

Об этом мы слышим замечательное свидетельство первоверховного апостола Павла, говорящего нам о даре особого знания, доступного в опыте жизни Церкви, которую Бог стяжал Себе во Христе Иисусе жертвенным искупительным подвигом и Кровию Его, которая всем, кто входит в органическое единство с Ним, сообщает это знание: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Кор. 5:1). Под земной хижиной святой апостол подразумевает наш телесный организм, этот футлярчик, в котором пребывает всякий из нас с момента зачатия, рождения и далее на всех этапах земной жизни, постоянно меняющийся, возрастающий, обновляющийся, постепенно ветшающий и в итоге приходящий в разрушение.

Однако апостол говорит нам, что, имея от Бога на небесах дом нерукотворенный и вечный, мы «находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа» (2 Кор. 5:5).

Только пребывая в теле на земле, мы, по слову святого апостола Павла, «устранены от Господа, — ибо мы ходим верою, а не видением» (2 Кор. 5: 6-7). То есть мы не можем видеть Бога очами телесными, а то, что видим умным зрением, сами же и застим реальностью, ее многообразием, этой крутящейся, как колесо, повседневной суетой. Она то и лишает нас возможности видеть Господа, быть верным Ему… Мы просто забываем о Нем в заботах что есть, что пить, во что одеться (Лк. 12:26) и как задержаться на земле хоть на полвздоха подольше. Потому и скорбим, непрестанно, как червь, гложем себя изнутри мыслями: зачем же всё это, если «наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь»(Иов. 1:21), в чем же тогда заключается смысл жизни нашей?

И апостол Павел далее отвечает на этот вопрос: «всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, — доброе или худое» (2 Кор. 5:10).

Так вот, если это знание будет руководящим началом в нашей жизни, если оно будет доминировать над повседневным суетным трудом, засасывающим нас, как трясина, если мы будем помнить, что всем нам предстоит явиться на последний свой экзамен — на судилище Христово, чтобы выявить себя в сходстве или несходстве с Ним, и в соответствии с этим получить то, что называется Страшным судом, то тогда жизнь свою мы будем выстраивать по-христиански. Ибо разве возможно не благодарить Бога за то, что Он, перевозглавив Собой человеческий род, Кровью Своей искупил нас от злотворчества и вредотворчества наших. И за каждой Божественной литургией Господь дает нам возможность знать то, что Он знает: по нашему чувственному восприятию есть и мертвые, и живые, а по зрению боголюбивого нашего ума – Бог не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20:38). Поэтому Церковь, имеющая ум Христов, от начала своего существования за каждой Божественной литургией одинаково молитвенно совершает прошения и память как о тех, кого видит зримо, и поэтому называет их живыми, так и тех, кого зримо не видит, но знает их как живых.

Так и мы сегодня совершаем память всех, от века представившихся в надежде воскресения и жизни вечной, делая это не от стремления ублажить Бога, принеся ему свечи, записки, цветы, продукты — совсем нет! Мы желаем принести Богу актуализированное сознательное стремление — хоть сколько-нибудь, но достигнуть единомыслия, единочувствия, единонравия, единодушия и единодействия с Ним. И при этом не как фарисей похвалиться перед Богом таким достижением как своим собственным достоянием, а как Он, передать его другим, зная, что при последнем земном вздохе у нас отнимается эмпирическая ограниченность. Восприятие нами реальности раскрывается во всю полноту, потому что отнимаются у нас кожаные ризы, полученные прародителями нашими в раю после грехопадения. С последним земным вздохом мы начинаем видеть так, как Бог видит: нет у него мертвых и живых — у него все живые (Лк. 20:38), все они — эхо Его голоса, выражающего уникальное отношение Трех Несозданных в любви и нежности Отца и Промыслителя, не хотящего никому из грешников смерти (Иез. 33:11), но и не навязывающего никому насилие, а призывающего к тому, чтобы творчески войти в меру друга Божия, в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13).

Именно для этого за каждой Божественной литургией, только тогда, когда мы входим в максимальную для себя степень соответствия, мы можем, как и Господь, поделиться этим даром с теми, кто хочет этот дар принять, и, в отличие от нас, незрячих, видящих все истинно, а не гадательно, но не могущих войти в подобное состояние как в свое собственное приобретение, потому что не потрудились во время земной свой жизни вырасти в полную меру возраста Христова (Еф. 4:13)! Но они с благодарностью могут привлечь, принять, вместить и удержать от нас этот дар, потому что все мы пребываем в едином органичном древе человечества.

Пребывая в Церкви Христовой и совершая Божественные литургии нашим общим древом, мы не Бога изменяем в Его отношении к конкретным людям, к нам самими и нас окружающим, а себя изменяем доброхотно и волево по подобию Божьему, и это подобие наполняет всех нас полнотой присноблагобытия!

В этот праздничный день причастников вседушевно поздравляю с принятием Святых Христовых Таин!

Всем нам желаю негасимо теплить в лампадах своего духа любовь ко всем, через которых по милости Божьей мы пришли из небытия в бытие и осуществляем на земле свой христианский путь служения! И пусть их святые молитвы сопутствуют нам до последнего земного вздоха, который пусть будет в чаянии воскресения мертвых и наследия жизни вечной! Аминь».

Марина Полянская, фото Александра Морозова