Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Пасхальную вечерню во Всехсвятском кафедральном соборе города Тула в сослужении викария Тульской епархии епископа Веневского Феодорита и духовенства Тульской епархии.

За богослужением молились игумены и игумении епархиальных мужских и женских монастырей, ректор, преподаватели и студенты Тульской духовной семинарии и воспитанники приходских воскресных школ.

По отпусте вечерни секретарь Архиерейского совета Тульской митрополии протоиерей Павел Савельев огласил Пасхальное послание главы митрополии.

По окончании Пасхальной вечерни епископ Феодорит от лица участников богослужения и всей полноты Тульской епархии поздравил митрополита Алексия со Светлым праздником Христова Воскресения: «Ваше Высокопреосвященство, имею уже традиционную радость и честь поздравить Вас с Пасхой Божией спасительной!

Пасха имеет много душеполезных смыслов. Так, в книге Откровения Сын Божий говорит, что в Его руках ключи Давидовы (Откр. 3:7).

Что же это за ключи, которыми Господь открывает двери, и их никто уже не может закрыть, а если закрывает их, то никто не может открыть? Святые отцы говорят, что это Богочеловечество Господа нашего Иисуса Христа.

Действительно, ключом Давида Спаситель вошел в этот мир, жил среди людей, оставил Свое Богооткровенное учение. Но особенно пользовался Господь им, когда в конце Своей земной жизни искупал человеческий род на Кресте. Когда же Господь сошел во ад, то Давидовым ключом отворил «темницу адову», вывел оттуда Адама, для которого рай был закрыт. Отворив этим же ключом Божий рай, Господь ввел в него всех праведников.

Апостол Лука отмечает, что ключами Давида Христос отверз ум апостолов разуметь Священное Писание (Лк. 24:45). И особенно важно — что Он не забрал эти ключи с Собой, а оставил их ученикам Своим, апостолам. Апостолы же оставили их своим преемникам.

Вы, дорогой Владыка, тоже имеете эти ключи, и возглавляя Тульскую Церковь на протяжении многих лет, умело ими пользуетесь: отверзаете наши умы и сердца для разумения Священного Писания, открываете небо, совершая Таинства, ибо от Таинств исходит поток благодати на всех людей. И в то же время как первосвященник затворяете двери гнева Божия «на ны движимого», чтобы он отвратился.

Как наш пастырь Вы идете ко Христу, а мы следуем за Вами! Позвольте в этот светлый день заверить Вас, дорогой Владыка, что мы молимся за Вас как за своего архипастыря, просим у Господа здравия Вам, активного долголетия на многая и благая лета!

Христос Воскресе!»

После возглашенного многолетия митрополит Алексий поприветствовал духовенство и паству: «Ваше Преосвященство, боголюбезнейший владыка Феодорит, возлюбленные о Господе всечестные отцы, соработники мерности моей в Евангельском благовестии Христа Распятого и Воскресшего в священных пределах богоспасаемой Тульской епархии, возлюбленные о Господе матушки-игуменьи, отцы-игумены, настоятели наших женских и мужских обителей, возлюбленные о Господе братья и сестры, Христос Воскресе!

Поистине отрадно пастырскому сердцу мерности моей видеть всех нас, в таком единодушии, единомыслии, единочувствии и единодействии стремящихся к искреннему соединению с Подвигоположником Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, достигнутым каждым в свою меру за благословенное великопостное время схожестью в христоподобии в своей человеческой христианской пастырской жизни, и в меру этого наполняющего нас опытным ощущением, переживанием и радостоносным осмыслением, что живу уже не только я, но живет во мне Христос (Гал. 2:20).

Эта радость по сути своей не может быть замкнута на себе самой, она требует открытости,  во всю полноту и ширину, до глубины самозабвения ко всем окружающим. Эта радость требует выражения той жизненосной и жизнеутверждающей силы, каковой является самосущая Божественная Триипостасная жизнь, опытом человеческим познанная в приближении к ней и выраженная словесно: «Бог Любовь есть, и пребывающий в любви в Боге пребывает, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16), как свидетельствует святой евангелист и первый христианский Богослов великий Иоанн.

И этой радостью Господь, имеющий все Давидовы ключи, оделяет нас через то, что в Своем Богочеловеческом служении, во исполнение единой воли Отца Своего и собственной, и Святого Утешителя Духа Истины, придя на землю, не сотворив греха, приняв как результат нашего грехотворчества и нашего грехолюбия биологическую смерть, в Себе Самом заставил ее себя исчерпать или, как поем мы в праздничном тропаре, «смертию смерть поправ».

Преобразовав смерть в сон всей земли, установив закон всеобщего воскресения, Господь наш и Подвигоположник Иисус Христос открыл нам, как подлинным ключом совершенной радости и счастья, возможность вновь обрести Его для себя как истину, жизнь и приводящий к тому и иному путь (Ин. 14:16), который реально дает нам утраченное нами в прародительском грехопадении общение Святого Утешителя Духа Истины, от Отца исходящего, в Сыне соприснасущно почивающего, а по нашей любви к Сыну, в меру нашего доброхотного христоподобия, в нас не просто почивающего, а действующего Своими несозданными, нетварными силами и энергиями и усвояющего их нам как наши собственные силы, и через это вводящего нас в достоинство детей Отца нашего Небесного.

Если мы осознали эту радость, полюбили ее, а полюбив, стремимся всемерно к тому, чтобы быть ей верным и преданным, если даже по тем или иным обстоятельствам, споткнувшись, претыкаясь и падая, не отвращаемся от нее, то только стоит нам, как Петру утопавшему, спохватиться от ужаса, в который по немощи своей мы сами себя погружаем, и возопить: «Господи! Спаси меня!» (Мф. 14: 26-28), то рука Господня, пребывающая ближе всех возможных нам спасающих сил и действий, возводит нас в первое достоинство сообразности бытия личностного и далее открывает нам возможность достигать вновь и вновь подобия Богу, во Святой Троице славимого и поклоняемого, в полноте выражения жертвенной, самозабвенной богоподобной любви!

Благодарю всех вас за щедрость ваших христианских сердец, за то послушание Матери Церкви, исполняя которое вы оказываете доверие и моей мерности, тем самым исполняя и меня, и, надеюсь, друг друга, и всех нас в братском общении радостью о Духе Святом!

Всем искренне желаю быть всегда преисполненными благодати нетленной радости небесной и щедродательно делиться ею со всеми, кто нас окружает, и кого Господь на нашем жизненном пути приводит к нам, чтобы мы смогли исполнить Его святое благословение: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5:16).

Христос Воскресе!»

Марина Полянская, фото Александра Морозова