Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию в Введенском храме села Верхоупье в сослужении благочинного Воловского округа протоиерея Алексия Резухина и настоятеля игумена Дионисия (Черепова).

На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешениихристолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.

По окончании богослужения совершено славление Божией Матери и окропление молящихся святой водой.

Затем митрополит Алексий обратился с архипастырским словом к участникам общей молитвы: «В сей нареченный и святой день, когда со всей христианской вселенной и на нашей Тульской земле, в богоспасаемом селении Верхоупье, в дому Пресвятой Госпожи и Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, мы молитвенно чествуем и прославляем в этом году счастливо совпавшие в этот день и событие Светлого Христова Воскресения, и событие, лежащее в истоке Славного Воскресения Подвигоположника Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, которое проложило дорогу явления этого дивного радостноносного и для всего миробытия, и для всего человеческого рода, и для каждого из нас Откровения Божественной любви, в явлении в Иерусалимском храме трехлетней девочки Марии. 

Дочь праведных Иоакима и Анны была испрошена у Господа их крепкими, сильными молитвами, глубокой верой и послушанием всеблагой воле Божьей, испытывающей их веру, надежду и любовь к Богу в течение долгих лет, до глубокой старости не дававшей им возможности, как всякой другой семье, получить утешение в рождении дитя до тех пор, покуда они не пообещали, что этот дар Божий они не положат себе в свой жизненный карман, как свое собственное приобретение, а будут относиться к нему, как к подлинному дару Божьему: не наше это будет дитя, а Твое, Господи! И тогда, уже в преклонном возрасте, когда казалось бы и никакой надежды, чисто с физиологической стороны, нет на то, что можно будет продолжить род, Господь утешает их рождением дитя, но какого! Такого, которое открывает нам всей полнотой жизни своей — от самого зачатия, рождения и до самого успения — тот Предвечный Божественный замысел, ради которого из ничего, из небытия, Бог задумал, а потом осуществовалзадуманное, приведя все многообразие видимого мира как иноприродную по отношению к Его естеству реальность, являющуюся в то же время оттиском всех Божественных мыслей, вечных Божественных замыслов, безграничной полноты и глубины плодотворности Его Божественного естества, сил и качествований. 

Девочка трехлетняя была приведена родителями в Иерусалимский храм, в дом истинного Бога, потому что каждый из нас призван за свою земную жизнь именно воспитаться, именно вырасти в дом нерукотворенный, в жилище святое, благоукрашенное для Бога, во Святой Троице славимого и поклоняемого. И Пресвятая Дева Мария это и показала нам всей Своей жизнью и Своим смертным часом, который стал часом Её воскресения прежде воскресения всеобщего. 

И мы сегодня, совершая молитвенно это замечательное событие Её прихода в Божий дом, в жилище Господне, чтобы самой воспитаться во святая святых, слышим призыв от Господа Бога Утешителя Духа истины, через апостола Павла к нам обращенный эдаким вопросительным знаком:знаете ли вы или не знаете, дорогие братья и сестры, каждый из вас о себе самом, что мы — жилища для Бога, что «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27). Во Христа крестившись, вы сделали это ради того, чтобы всю жизнь свою наблюдать, как вы облекаетесь во Христа, доброхотно устремляясь к достижению единомыслия, единонравия, единочувствия, единодушия и единодействия с Ним. 

Относимся ли мы с вами к своему телу именно так — как к жилищу Бога или только как к источнику чувственных удовольствий и наслаждений?  Если только вторым образом, то тогда облекаем себя опытно войти в глубину того сокрушения, которое царь, пророк и псалмопевец Давид выразил в словах: «И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им» (Пс. 48:13). И тогда мы не можем знать ничего другого, как то, что известно каждой скотине, не больше и не меньше, как бы ускользнуть и вывернуться от неизбежной смерти физиологической, как бы ухитриться и задержаться на полвдоха подольше на этот белом свете в непрестанной борьбе за выживание. В этом и сосредоточен весь смысл скотоподобной жизни. Смысл же человекоподобной, богосообразной жизни — в том, чтобы вырасти в полную меру возраста Христова, в друга Божьего (Еф. 4:13), как показала нам Божья Матерь, и как показывают все Божии человеки.

Это совпадение сегодняшних двух праздников буквально поставили нас лицом к лицу перед важным духовнымивопросом и открывающимися высокими смыслами: что мы будем делать дальше? Выберем жизнь скотоподобную: есть, пить, спать, размножиться и умереть однажды, чтобы быть зарытым в землю: «земля еси и в землю отыдеши» (Быт.3:19)? Или же услышим и воспримем должным образом призыв стать храмом Духа Святого и от скотоподобия будем возрастать к Христоподобию, и тогда прославим Его и в телах своих, и в душах, и в мыслях, и в сердцах, и в самих смыслах наших? И это все откроется, после того, когда все мы после последнего земного вдоха, придем туда, куда всем надлежит прийти, — к Началу всех начал, являющему и завершением всех свершений, Богу Слову, для нас воплотившегося и вочеловечившегося от Пресвятой Девы Марии, Который есть первенец, воскресший из умерших (1 Кор. 15:20)… Выбор за нами!»

Владыка также поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и выразил благодарность отцу-благочинному, отцу-настоятелю и прихожанам за любовь к уникальному по своей красоте святому месту и дому Пресвятой Богородицы.

Марина Полянская, фото Александра Морозова