В день престольного праздника Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию в Казанском женском монастыре в селе Папоротка Богородицкого района Тульской области в сослужении благочинного монастырей Тульской епархии игумена Агафангела (Болдина) и клирика монастыря игумена Феодосия (Дамаскина).
За богослужением молились настоятельница монастыря игумения Игнатия с сестрами, а также многочисленный прихожане и паломники обители.
На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешении христолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.
По окончании богослужения, совершив славление перед чтимым Казанским образом Пречистой Богородицы, владыка Алексий обратился к предстоящим с архипастырским словом: «В благословенный, светлосиянный и радостный день в 1579 году, через семь лет после присоединения града Казани и Казанского ханства к Московскому государству, произошло явления в сем граде образа Божией Матери, который по особому Её промыслу и откровению отроковица Матрона Онучина выкопала из земли после пожарища, уничтожившего в Казанском кремле целый посад, в том числе и дом, в котором жила семья отроковицы.
Обретение по указанию Пресвятой Богородицы образа Её на пепелище стало возвещением Преблагословенной, воплощенным излиянием Её боли и скорби о том, что после принесенного покаяния в верности своих христианских обетов Богу, люди, на словах отрекшись у купели Святого Крещения от сатаны, от всех дел его, от всего служения его, на самом же деле произнеся эти обеты, затем получив само омовение в святых водах, выйдя из них по-прежнему думают, мечтают и ищут только одного — земного благополучия и больше ничего, всю ценность жизненного процесса измеряя, оценивая и поверяя только земными благами, совершенно не понимая откуда берутся эти земные блага и зачем они даны каждому из нас и всему человеческому роду?
Казалось бы, обещали Богу добрую совесть и после отречения от сатаны, сказали, что сочетаемся со Христом, а затем совершенно позабыли об этом, не задумываясь над тем, что значит в реальности сочетаться со Христом, что же необходимо делать, как выстраивать свою жизнь, чем руководствоваться, к чему стремиться, к чему подвигать свой ум и что вообще делать человеку теперь со Христом?
Сочетание же со Христом предполагает поиск целей, имея в виду не только стремление и желание сохранить свой физический организм как можно дольше, чтобы быть записанным в книгу рекордов Гиннесса как долгожитель, а прежде всего — достижение единодушия, единонравия, единочувствия, единомыслия и единодействия с Ним как со своим Подвигоположником.
Это показывает и опыт жизни всей нашей Святой Апостольской Христианской Церкви, и пример Пресвятой Госпожи Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, явившей таким удивительным способом Свой образ, изъятый из земли Казани, где жили мусульмане, однако еще со времен святого благоверного князя Александра Невского, с 13-го века, жили и русские люди, купцы, которые не могли открыто исповедовать свою христианскую веру, но имели возможность делать это сокровенно, и, видимо, кто-то из них, заканчивая свою жизнь и не имя возможности передать дорогую святыню, перед которой молился, и, взирая на которую, вспоминал об этом своем обещании быть соединенным со Христом во всем: в чувствованиях и эмоциях, в желаниях и намерениях, в определении целей своих и подборе средств для их осуществления, в мыслях, в словах и в поступках своих, обернув икону рукавом суконного кафтана, положившись на волю Божию и благое промышление Самой Богоматери, зарыл ее в землю в основании печи своего дома.
Потому-то и было видение о чудотворном образе Божией Матери юной отроковице, чтобы она как девица чистая, благовоспитанная, благонравная и богобязненная достала эту святыню, потому что Богоматерь соблаговолила явить ее ради сердец ищущих, жаждущих покаяния и действительного сочетания со Христом!
Таким образом Божья Матерь, Царица Неба и земли, будучи на небесах, через иконы Свои чудотворные участвует в нашем историческом процессе, пробуждает, подобно колоколу, нашу мыслительную, рассудочную способность и совесть, взывая к каждому из нас: осмысли, пойми, сделай правильный выбор и в соответствии с ним устремись к единомыслию, единонравию, единочувствию, единодушию и единодействию со Христом, Сыном Моим, как со своим Подвигоположником!
Сама же Она, Пречистая Божья Матерь и наша по духу Матерь, будет нам Благой Одигитрией, то есть, говоря по-русски, Путеводительницей, к этой истине!
В этот праздничный день причастников вседушевно поздравляю с принятием Святых Христовых Таин! Благодарю отца-благочинного монастырей нашей епархии игумена Агафангела, всечестную матушку-игуменью Игнатию, спостящихся сестер, всех ктиторов, паломников и прихожан сей святой обители за любовь к Божественной истине!
На всех вас призываю щедрое Божие благословение!»
Марина Полянская, фото Александра Морозова