В актовом зале Московской духовной академии в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошло собрание игуменов и игумений Русской Православной Церкви.
Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий возглавил делегацию Тульской епархии в составе архимандрита Лавра (Тимохина), игумена Свято-Успенского мужского монастыря г. Новомосковск, архимандрита Клавдиана (Ларькова), наместника Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря г. Тула, игумении Амвросии (Соломатиной), настоятельницы Богородице-Рождественского женского монастыря г. Тула, монахини Алексии (Бажиной), настоятельницы Свято-Никольского женского монастырь г. Венев и игумении Игнатии (Сидоровой), настоятельницы Свято-Казанского женского монастыря с. Папоротка Богородицкого района.
Собрание игуменов и игумений Русской Православной Церкви, посвященное теме «Преподобный Сергий Радонежский – возродитель традиции общежительного монашества на Руси», открыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Встреча, организованная Синодальным отделом по монастырям и монашеству, прошла в рамках празднования 700-летия преподобного Сергия и стала первым столь представительным форумом наместников, игуменов и игумений за прошедшие четверть века, с начала возрождения монастырей и монашеской жизни в России.
После общего пения молитвы «Царю Небесный», Предстоятель Русской Церкви Святейший Патриарх Кирилл благословил проведение собрания игуменов и игумений, открыв работу форума докладом «Вклад преподобного Сергия в устроение монашеской жизни и монастырей на Руси».
Патриарх Кирилл отметил, что общая молитва всех игуменов и игумений – это уже событие особого исторического значения: «Если вспомнить, что за каждым стоят дружины иночествующих, то можно сказать, что сегодня все монашествующие нашей Церкви присутствуют в «большой келье преподобного Сергия».
Вопрос о том, как устроить монашескую жизнь, всегда стоял перед людьми, которые избирали для себя путь молитвы и уединения, отречения от мира. Возможно никогда за всю историю Церкви не было у монашеского братства таких вызовов извне и таких искушений, как сегодня. Поэтому когда ко мне обращаются некоторые из игуменов или игумений и говорят о трудностях управления монастырями, то, давая им те или иные советы, я всегда думаю, что сам факт сегодняшнего нашего с вами существования в этом бурлящем житейском море есть явление Божественной благодати и милости, и за каждый день, прожитый совместно в монашеской общине, мы должны благодарить Господа. Но одновременно мы должны задумываться о том, кто мы сегодня, каково наше значение, куда мы идем, какие задачи перед нами стоят, и, что самое главное, мы должны задумываться о том, что является фундаментальным, основным в монашеской жизни.
Почему мы собрались именно сейчас, а не десять или двадцать лет назад? Думаю, это тоже некий сигнал свыше. Мы должны хорошо подумать о своем призвании, о своем служении, мы не должны выйти из этих стен такими же, какими сюда вошли. Мы должны выйти с новым, обновленным чувством своего призвания, с желанием возродить и укрепить наше монашество, потому что если монашество ослабнет, ослабнет Церковь, ослабнут жизненные силы нашего народа. Мы с вами призываемся к великому деланию, основоположником которого был святой преподобный богоносный отец наш Сергий, игумен Радонежский, чудотворец. Всех вас сердечно приветствую в связи с замечательным событием, участниками которого мы являемся».
«Вы должны копить внутреннюю силу, чтобы в любой момент эта сила могла послужить Церкви, преодолевая расколы, разделения, ереси, потому что монахи — хранители православия, – очень точно сказал Святейший Патриарх Кирилл. – И эта сила должна сработать, если понадобится, в любой момент, чтобы объединить наш народ, чтобы преодолеть разномыслия и гражданские конфликты. Если подражать преподобному Сергию, то во всем подражать! Вот главный урок, который нам дает преподобный Сергий: как сила молитвы, сила духовного подвига способна преобразить внешнюю, даже мирскую жизнь. И если следовать его примеру, то наши монастыри действительно будут иметь огромное значение для жизни всего народа, для спасения людей».
Задача монахов- оставаться хранителями православия, и накопленный ими духовный опыт послужит укреплению веры и единства в нашем народе.
Святейший Патриарх Кирилл в своем докладе назвал основные ступени развития современного монашества, на пути по которым так важно духовное руководство игуменов своей братией.
Атмосфера мира не должна врываться в общежительные монастыри, которые должны жить по своим монашеским законам: тем самым, по которым преподобный Сергий перестроил свой монастырь. Источником духовной силы игумена может быть только молитвенный подвиг. Нужно с особенным усердием молиться о братии, о своих учениках. Так поступал преподобный Сергий, и сподобился от Бога видения о будущем умножении братии.
Своих учеников преподобный Сергий стремился научить именно молитве, внутреннему, умному деланию, которое сам творил. В своем докладе Святейший Патриарх рассказал о посланиях, «которые получал от учеников выдающихся подвижников-исихастов и был особенно связан со святителем Киприаном Московским, в свое время подвизавшимся на Афоне. Также он был близок с учеными монахами, переводившими творения византийских исихастов на славянский язык. Видения преподобного Сергия говорят о родственности его глубокого мистического опыта с опытом подвижников-исихастов. При жизни игумена Радонежского в его обители активно переписывали творения прпп. Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Григория Синаита и других. После повечерия каждый брат должен был безмолвно удаляться в свою келью и там прилежно молиться и творить рукоделие; игумен же часто обходил братские кельи и наблюдал, чем заняты иноки, не почитая за чрезмерный труд прийти, посмотреть, поговорить, может быть, совместно воздохнуть ко Господу. О высоте и силе молитвенного подвига в Троице-Сергиевой обители свидетельствует и ее дальнейший необычайный духовный расцвет, который напрямую связан с развитием умного делания. Это мы видим и на примере более поздних русских подвижников: преподобных Нила Сорского, Паисия Величковского, Серафима Саровского, Оптинских старцев».
Смысл всех докладов был откликом на положения доклада Святейшего Патриарха Кирилла. Он говорил о высоком духовном авторитете прп. Сергия, а выступающий позже епископ Троицкий Панкратий, игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, раскрыл тему о личности игумена, как основания духовного расцвета монастыря.
Патриарх Кирилл сказал о том, что «источником духовной силы игумена может быть только молитвенный подвиг. Нужно с особенным усердием молиться о братии, о своих учениках».
Раскрытие темы было в докладе архимандрита Елисея, игумена монастыря Симонопетра на Святой Горе Афон, который говорил о смысле и значении келейной молитвы в духовной жизни братии общежительного монастыря.
Своевременным был разговор на собрании о высоком духовном опыте общежительного монашества, но жизнь показывает – его трудно повторить, так как в монастырь часто приходят люди, воспитанные современной жизнью. Сейчас эпоха перемен, люди сегодня в постоянном напряжении, им приходится все время приспосабливаться, и от этого они впадают в крайности. Сохранить свои принципы в современном мире очень сложно, человек постоянно вынужден идти на компромисс, причем он оборачивается в основном уступками в худшую сторону.
В монастыре надо быть кротким и послушным, а мир научил человека гордости или изворотливости, так как иначе ему трудно выжить. Противоречия между миром и монастырем очевидны. Любить, верить, надеяться, делать добро – это каждый раз выбор, усилие воли и, возможно, сегодня этот выбор стал тяжелее, потому что изменились ценностные ориентиры, размылись социальные и духовные границы. На воспитание современных людей с детства не влияют православные традиции так, как они влияли на человека раньше в православной России.
«Замечательно то, что на собрании игуменов выступали представители известных монастырей и Поместных Церквей, которые не понаслышке знают, как организовать жизнь в общежительных монастырях, – рассказал архимандрит Клавдиан. – Митрополит Лимассольский Афанасий (Кипрская Православная Церковь) говорил об общем житие как о совершенной форме организации монастырской жизни. Знаменательно сказал владыка Афанасий о цели общежительной монашеской жизни. Это обожение человека и его свобода во Христе. Какая высокая цель».
Владыка Афанасий подчеркнул необходимость ежедневно предоставлять насельникам монастырей несколько часов келейного времени для молитвы и чтения святоотеческих творений, чтобы у них не происходило внутреннего выгорания.
Опыт общежительной жизни в монастырях есть и в России. О нем говорил в своем докладе Патриарх Кирилл.
Еще из истории Русской Православной Церкви известно, что прп. Иосиф Волоцкий защищал общежительство, хотя оно в тот период было сопряжено во многих монастырях с вотчиновладением. Он прямо предпочитал его, но не отрицал и пустыннического подвига, как не отрицала его церковная традиция и практика, опиравшаяся на примеры основоположника общежительства Пахомия Великого и пустынножителя Антония Великого. Прп. Нил Сорский избрал средний путь, он основывался на опыте и уставах палестинских лавр, преждe всего, прп. Саввы Освященного, афонских и сербских скитов прп. Саввы Сербского.
Когда собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви завершило свою работу, то многие выразили мнение о том, что обсуждение хотелось бы продолжить. Тогда председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност предложил сделать это на страницах журнала «Монастырский вестник».
И также предложил испросить благословение у Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на ежегодное проведение собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви.
Запомнилось искреннее отношение собравшихся к обсуждению темы собрания, недаром архиепископ Феогност поблагодарил собравшихся за неформальное отношение к обсуждаемым вопросам монастырской жизни. Он особо отметил неравнодушное отношение к русскому монашеству представителей Святой Горы Афон и Кипрской Церкви, которые нашли возможность посетить собрание игуменов и игумений Русской Православной Церкви.
В итоговом документе собрания особо подчеркивалось, что «для дальнейшего возрождения подлинной монашеской жизни и созидания ее внутренней силы важно глубокое усвоение монастырями общежительных принципов (основные из них: послушание всех братий одному духовному отцу, общность имущества, нестяжательность, ежедневное богослужение, в котором участвуют все насельники). И поскольку монашество – это нерв Церкви, то от игуменов отчасти зависит, можно сказать, судьба всей Церкви. Примером же для них является преподобный Сергий, воплотивший в себе идеал игуменского служения».
Предстоятель Русской Церкви поблагодарил архиепископа Феогноста за труды на посту председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви, подготовку к празднованию 700-летия преподобного Сергия Радонежского и заботу о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Во внимание к трудам на благо Церкви Святейший Владыка вручил наместнику Лавры юбилейные крест и панагию.
Информационная служба Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского епархиального монастыря г. Тула, фото Дмитрия Сухачёва