Детские Афонские чтения состоялись в воскресной школе Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы. Ведя речь о монашестве Святой горы Афон, а потом и Тульского края, учащиеся перешли за ширму, над которой появились артисты – куклы, исполняющие роли польских воинов, монахов, даже преподобного Макария Жабынского.
Молитва, которая совершается подвижниками на Святой Горе, помогает многим и многим людям подняться над суетой многомятежного мира и найти свой путь к Богу, к Истине.
Вот с таких слов начались детские Афонские чтения в воскресной школе Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря.
В этом году в России празднуется 1000-летие русского присутствия на Афоне. А к Щегловскому монастырю это празднование имеет непосредственное отношение. Недаром в одной из своих проповедей с амвона монастырского собора митрополит Тульский и Ефремовский Алексий сказал о глубокой духовной связи Русского на Афоне Пантелеимонова мужского монастыря и Богородичного Пантелеимонова Щегловского монастыря города Тулы, которая зародилась сразу после учреждения Щегловской обители: именно с Афона сюда были присланы первые намоленные святыни — часть мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона, Крест-мощевик с мощами афонских мучеников.
– Символ присутствия русских на Афоне – это русский Свято-Пантелеимонов монастырь, но стал он таковым только в XIX веке. Первые русские насельники жили в монастыре Ксилургу, который сейчас имеет статус скита. С увеличением числа братии им был передан «Монастырь Фессалийца», получивший впоследствии название Русик или, как теперь говорят, Старый Русик. С 1169 года он был официально признан русским монастырем, – рассказывал Володя Гирин, учащийся воскресной школы и юный алтарник Щегловской обители. – В период монголо-татарского ига братия русского монастыря по понятным причинам почти не пополнялась. Монастырь стал греческим. В начале XIX века монахи переселились на берег моря, в новый монастырь, построенный на вклад молдавского господаря.
– Приток русского монашества на Афон в середине XIX века способствовал тому, что в 1875 году в обители был вновь избран русский игумен, – вступила в беседу Настя Деракова, – а ведь это был наш земляк, сын тульского купца Михаил Сушкин. Почти сразу по приезде на Афон он принял постриг по афонскому чину в великую схиму с именем Макарий.
В своей беседе учащиеся воскресной школы коснулись почти всех сторон жизни Афонского монашества. А потом перешли к рассказу о монашестве тульского края. В беседе участвовали и другие учащиеся воскресной школы Щегловского монастыря Дарина Павлова, Никита и Даниил Усковы, Полина Николаева.
Ведя речь о монашестве Тульского края учащиеся перешли за ширму, над которой вдруг появились артисты — куклы, исполняющие роли польских воинов, монахов, даже преподобного Макария Жабынского.
Перед зрителями стоял православный храм, а рядом — два монаха. Один из них удивлялся, почему отец Макарий пошел в лес, а там полно разбойников и польских воинов, как же он их не боится…
– А его Господь защищает, – объяснял второй монах. – Отец Макарий не прорсто в лес погшел. Там на речке Жабынке есть уединенное тихое место, вот здесь в глубоком уединение отец Макарий и молится за всех нас, за Русь православную.
И решили монахи сами пойти в храм и помолится, чтобы Смутное время поскорее закончилось и мир в родной стране воцарился. Им помешали польские воины, которые разграбили православный храм и хвалясь добычей, начали потасовку и сами же себя покалечили. Один польский воин в силах был продолжать путь, потому он бросил своего раненого собрата и пошел искать поляков. Забрал добычу умирающего собрата и со словами: «Тебя не бросать — самому пропадать», убежал в лес, радуясь, что его добыча стала вдвое больше.
Тут появился православный монах, весь в черном. Он был очень серьезен. Поляк принял его за свою смерть. Но все оказалось иначе. Преподобный Макарий, а это был именно он, сначала посоветовал воину спуститься к реке и там испить водицы. Но поляк жаловался на раны и слабость. Тогда со словами:
– Господу совершить все возможно!
Преподобный монах ударил посохом и забил родник. Сверкающая голубая струя заблестела перед участниками беседы и зрителями православного кукольного спектакля.
– Это чудо, – вскричал раненый враг. – Этого просто не может быть. Какая же сильная вера у тебя, монах, если возможно такое! Каким же сильным должно быть сердце, которое прощает врага…
Среди зрителей этого спектакля были и сами маленькие артисты на авансцене, здесь две сестренки еще до сцены спорили о главном сокровище души. И тут та сестра, которая не понимала сути доброты, осознала, что старец Макарий воладел главным сокровищем души! Это сокровище не увидеть глазами, оно сокрыто от недобрых и жестоких людей. Но именно оно делает богатыми всех добрых и умных.
– Сокровище это — милосердие, – объяснила всем юная сестра Настя, – милое сердце, в котором есть место всякому обиженному, брошщенному, одинокому. Человек, который может простить обиду, не держать ее в своей сердце. А забыть и простить, способен творить чудеса. Сегодня я это поняла»
-И старшая сестра сказала в ответ:
– Наверное, преподобный макарий сегодня порадовался бы тому, что ты узнала о главном сокровище души человеческой!
И что сделала младшая сестренка. Она решила пойти к подружке. С которой поссорилась накануне, подаориьть ей на праздник самую любимую куклу. А главное, обязательно рассказать ей историю про то, как преподобный Макарий простил раненого врага. И тогда подружка простит ее.
Все это поняли и маленькие, и взрослые зрители.
– Как в любой хорошей сказке, добро обязательно должно победить зло, – сказала Римма Николаевна Сорвина, зам. директора монастырской воскресной школы. Олицетворением добра в этом спектакле стал преподобный Макарий, который все рассудил и показал врагу, что он глубоко заблуждается, полагая, что истинное счастье заключается в материальных благах. Это очень трогательный и добрый спектакль о простых человеческих чувствах и ценностях, о доброте и сочувствии, трудолюбии, совести, лени, жадности, глупости и праздности, о том, что настоящие сокровище – это не деньги, не материальные блага. Главное сокровище – это сердце, которое позволяет радоваться, сопереживать, чувствовать, сострадать, любить.
– Помните, притчу о двух должниках Господь заключил такими словами: “Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его”, – сказал директор воскресной школы архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря. – Кажется, такая малость требуется: прости и будешь прощен; а когда прощен, то и в милость принят; а когда в милость принят, то стал участником во всех сокровищах милости. Стало быть, тут и спасение, и рай, и вечное блаженство. И такое великое приобретение за такую малость, что простим!
Информационная служба Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы