Социальная служба Щегловской обители предоставила возможность старшей группе центра реабилитации №1 посмотреть новый фильм «Герой» в кинотеатре «Киносити» Гостиного двора.
Все вместе – и старшие друзья, и подростки – сходили в кино. А после просмотра сюжет картины стал темой для серьезного разговора, который состоялся в зеленом дворике Успенского храма.
В военной драме “Герой” раскрывается тема Веры, царя и Отечества. Действие разворачивается сразу в двух эпохах – во время Первой мировой войны, октябрьского переворота и в наши дни. По сюжету главный герой картины, простой парень Андрей Куликов, приезжает в Париж на могилу своего прадеда, офицера белой армии Андрея Долматова.
Дед участвовал в Первой мировой войне, затем был октябрьский переворот в 1917 году. Мир перевернулся, он охвачен ненавистью, злобой, жаждой власти. Одна война сменяет другую. Люди делятся на два враждующих лагеря, начинают судить друг друга, чинить жестокую расправу.
– Как вы поняли сюжет фильма? – спросили старшие друзья подростков, которые живут в центре реабилитации №1.
– Это история России, – сказал Евгений.
– Здесь и война. И революция, – добавил Саша.
– И любовь парня и девушки, – сказала Надя. – До революции это княжна и офицер. А в наши дни это уже их внуки.
– Да, это исторический фильм, – объясняли старшие друзья, – но в его основе не точная передача событий, а вызываемые этими событиями чувства и переживания людей, которые жили в те далекие годы октябрьского переворота и гражданской войны. Это кино про Россию, которую мы потеряли.
В фильме звучат слова: “Россия объявила войну Германии”, – но не сразу людям того времени кажется опасной та пропасть, перед которой они оказались. В те годы был еще романтическо-патриотический подъем, балы, красавицы, юнкера. А потом уже стал понятен страшный ужас войны и кровопролитных боев.
В фильме есть две составляющие – историческая и романтическая. Здесь дана и современная линия, и она не такая трагичная. Это даже было прекрасно: улочки, окна, цветы, красивая таинственная девушка – потом выяснится, что она внучка княгини и двоюродная правнучка той княжны Веры, которую любил прадед героя Андрей Долматов.
На экране перед зрителями две временные линии: красивый современный Париж и исторические костюмы царской России, красивые люди дореволюционной страны и несимпатичные физиономии тех, кто играл «матросню» и пролетариат.
Белые офицеры верны Православию, Родине и воинскому долгу. Становится печально, когда видишь, как на поле боя убивают молящегося священника, который, умирая, произносит: «Прости их, Господи, ибо не ведают, что творят!»
В этой картине, в отличие от фильмов середины и конца двадцатого века, «красные» показаны как бандиты, грабящие других, и расстрельная рота с присоединенным пропагандистом.
Очень красноречивы диалоги фильма:
– Кризис показал лишь бессилие царского правительства, но мы, патриоты, имеем программу спасения России, – говорил богатый человек Терещенко, персонаж фильма.
Его участие показывает финансовую основу всех революций, переворотов, войн. Если проанализировать нынешние «горячие» точки, то можно увидеть, что технология переворотов одна и та же. Всегда есть люди, которые финансово поддерживают перевороты. Такое объяснение звучало в обсуждении кинофильма старших друзей и воспитанников центра реабилитации.
По сюжету был спор не белых офицеров и красных революционеров-большевиков, а “лавочника”, капиталиста Терещенко, с которым схватывался в словесных баталиях белый офицер, барон фон Ливен.
Терещенко – капиталист, заговорщик, наверное, он и масон, и член Временного правительства. В будущем он просто бандит, а в прошлом – некий темный персонаж, который, собственно, и повлиял на свержение самодержавия, при этом он из лавочников, денежный мешок революции.
– Нельзя посадить новое дерево, не истребив старых корней, – уверенно говорил господин Терещенко.
– Пусть мы идем в небытие, а кто придет нам на смену? Вы? – продолжал спорить офицер.
– Мы! Мы – предприимчивые люди. Пока вы обучались танцам, поэзии в пажеском корпусе, мы стояли за прилавком в отцовской лавочке, получали зуботычины, первые медяки прятали за иконку. Мы – те, кто поднялись из грязи, вырвав кусок собственными зубами, мы плоть от плоти этого народа. И Россия с нами поднимется и воскреснет, как феникс из пепла. Историю пишут победители, а проигравшим остается только сгинуть, – говорил Терещенко.
Вот так показана суть государственного переворота – олигархия стремилась к большей власти, а Временное правительство арестовало царя, пока благородные аристократы искали выход из положения.
«Вдумайтесь, ребята, в такое положение дел, когда группа людей из-за стремления к власти и деньгам совершает переворот, а в это время страдают обычные люди, которые хотят простого счастья и доброй жизни своим детям», – объясняла Ангелина Кудрявцева, прихожанка Щегловского монастыря. И участники диспута соглашались с ней.
Вскоре Терещенко покидает Москву со словами:
– Этот дикий народ не смог принять свободу, он ее не заслуживает. Россию качает плетью и виселицей – иных путей нет.
Белые офицеры встречаются в добровольческой армии Корнилова, с боями идут от Ростова к Екатеринодару. Долматов погибает на руках фон Ливена, успев передать письмо Вере.
– Вы говорили мне о свободе, о демократии, вы требовали власти, вы погубили всех нас – тысячи людей самых лучших, самых благородных. И все это ради этих проклятых денег. Они все погибли, а вы? Вы спокойно живете, – так упрекнули в фильме господина Терещенко.
Воспитанники центра с интересом смотрели фильм, а потом слушали объяснения старших товарищей. Ангелина объяснила подросткам, что из-за октябрьского переворота пострадала царская семья. В семье были юные царевны, такие же, как героиня фильма барышня Вера. Они были воспитаны достойным образом, верили в Бога, желали служить России. Они осознавали, что такое честь и достоинство, а с ними поступили бесчестно: увезли на Урал и там расстреляли в подвале одного из домов. Расстреляли императора и императрицу, и наследника престола царевича Алексея.
Сделать это могли только нечестные злые люди, которые не понимали, что поднимают руку на волю Божию. Царь – это помазанник Божий, только Бог ставит царя на престол, и те, кто решился свергнуть его с престола, дадут ответ Богу.
Ангелина предложила войти в Успенский собор и поставить свечи перед иконой Царя-мученика и царственных страстотерпцев.
Подростки тут же согласились, вошли в храм. Они ставили свечи и молились перед иконой царской семьи.
Информационная служба Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы