В рамках областных Рождественских образовательных чтений состоялась конференция на тему «1917 – 2017: уроки столетия Тульского края» в воскресной школе Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы.

Работу конференции открыл архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы, директор воскресной школы обители. Отец наместник говорил о важности не просто нравственного воспитания, а именно духовно-нравственного.

– Страшная ошибка XX столетия – навязывание атеистической идеологии в школе как единственно возможной – ушла в прошлое. Наши дети имеют право свободно мыслить и излагать свои мысли. Такой возможности ранее не было не только на уровне школы, но даже на уровне семьи на протяжении десятилетий насаждения и господства атеистической идеологии, из-за чего прерванными во многих семьях оказались живые духовные связи поколений. Вера и духовные ценности, традиционный уклад и культура родителей оказались забытыми детьми и внуками.

Без Православия, без живой веры человек оказывается слаб и не защищен от духов злобы поднебесной, и готов отдаться тому, что ему кажется сейчас важным. О том, что безбожное общество обречено на вымирание, красноречиво говорят трагические события истории России минувшего века. От того, насколько хорошо будут усвоены уроки прошедшего столетия, зависит наша судьба в будущем. И только в последнее время стали преодолеваться проблемы обретения веры, воцерковления и помощи людям, ищущим свой путь к Богу.

В начале конференции учащиеся показали сценки кукольного театра, посвященные тульским святым. Трогательно было повествование о святой Евфросинии Колюпановской, о блаженной Матроне Московской и Себинской.

Игумен Феогност (Авдеев), духовник воскресной школы обители, рассказал слушателям о том, какие события произошли в России и Тульском крае в семнадцатом и последующих годах. О гонениях на Русскую Православную Церковь, о расстрельных крестных ходах.

Тему развил в своем выступлении иеродиакон Евлогий (Харитонов):

– Социальные потрясения начала XX века – февральская и октябрьская революции 1917 года, гражданская война, смута, убийство царской семьи, жесточайшие гонения на Церковь, уничтожение всего, что не «идет в ногу» с режимом – являются результатом отхода русского человека от Бога.

Отец Евлогий рассказывал о тяжелом времени, о мучениях и казнях священнослужителей, о стойкости веры и верности Православию.

Интересным было продолжение темы в выступлениях учащихся воскресной школы Щегловского монастыря.

Юные исследователи говорили об истории России в XX веке и подвиге новомучеников и исповедников.

– 1917 год. На заводах, на кораблях и даже в окопах шли бесконечные митинги. Митинговали под открытым небом на городских площадях, в зданиях, где были залы, в дворянском собрании. Все обсуждали, как жить великой стране дальше, у каждого было свое мнение. Многие были недовольны правительством, газеты писали, что Россия зашла в тупик, из которого нет выхода, – рассказала Дарина Павлова.

– XX век – век серьезных испытаний для России. Еще никогда в своей истории Русская Церковь не подвергалась таким гонениям, которые выпали не ее долю в прошлом столетии: были расстреляны, замучены, сосланы в ссылку миллионы священнослужителей, монахов и мирян, разрушались храмы, уничтожались иконы, церковная утварь, подвергались осквернению святые места, мощи святых, – говорил Никита Усков. – В конце октября 1917 года в Петербурге произошел переворот, и власть взяли большевики. Сейчас грядет 2017 год. Прошло 100 лет. Для Русской Православной Церкви – это скорбная дата. В 2017 году исполняется 100 лет с начала гонений на Православие и всех верных чад Русской Православной Церкви.

Учащиеся говорили о том, что сделал для России император Николай II, о том, как ему пришлось проявить особую настойчивость, добиваясь канонизации преподобного Серафима Саровского, святителей Иоасафа Белгородского и Иоанна Тобольского. Император Николай II высоко чтил святого праведного отца Иоанна Кронштадтского.

– Через государя Николая II воля Божья явила себя в мире, – рассказывал Николай Седых. – Вот слова, которые он написал в своем дневнике незадолго до смерти: «Быть может, для спасения России нужна искупительная жертва. Я буду этой жертвой. Да будет воля Божья».

На конференции шла речь о восстановлении патриаршества в России. Об этом рассказывал Даниил Купцов:

– На улицах Москвы в эти дни стреляли пушки, били пулеметы. Кремль переходил из рук в руки. В это смутное время, 28 октября, Собор решил восстановить патриаршество немедленно. Власть большевиков в те дни окончательно утвердилась в Москве. Для молебна нужна была православная святыня – икона Владимирской Божией Матери, которая находилась в Кремле. После долгих уговоров большевики разрешили перенести ее в храм для молебна.

Величественный храм вмещал 12 тысяч человек и был переполнен. Во время молебна прочли особую молитву. Потом митрополит Киевский Владимир подошел к аналою, взял ларец, в котором были три записки с именами, благословил им народ, разорвал шнур, которым ларец был перевязан, и снял печати. Все замерли, приближалась историческая минута. Из алтаря вышел глубокий старец, знаменитый затворник Зосимовой пустыни, которая помещалась недалеко от Троице-Сергиевой Лавры. Старец Алексий перекрестился и не глядя вынул из ларца записку, подал ее митрополиту Владимиру.

Митрополит развернул ее и громко прочитал:

– Тихон, митрополит Московский.

Патриарх понимал, что главное – сохранить Церковь. И в безбожном государстве отделенная от него Церковь может оставаться православной. У государства – сила, оружие. У Церкви – истина и стойкость, – говорила Настя Деракова. – Большевикам мешала вера. Они закрывали храмы, объявили миру, что будут создавать новый тип человека, хотели построить райское общество на земле без участия Бога. Упоенные успехами технических изобретений, люди решили, что они самые сильные на земле, сильнее природы и могущественнее Бога, что сами могут стать творцами нового мира. То, что воспитывалось с помощью Церкви сотни лет, большевики старались перечеркнуть, забыть.

Затем шла речь о голоде в Поволжье, о создании концентрационных лагерей, ГУЛаге, о Бутовском полигоне.

Никита Усков рассказал о событиях в тульском крае:

– В 1930-х годах в Тульской области пострадали сотни верующих – священнослужители, монашествующие, простые прихожане. Одним из памятных мест, связанных с судьбой тульских новомучеников, стал Тесницкий лес, расположенный в 15 километрах от Тулы. На территории Тесницкого леса в 30-е годы прошлого века находился стрелковый полигон, который стал местом массовых расстрелов репрессированных. Здесь насчитывается около ста братских могил, на этом месте были расстреляны около трех тысяч человек. Поэтому Тесницкий лес получил в народе название «Тульская Голгофа».

Первыми прославленными новомучениками Тульской епархии стали епископ Тульский Онисим (Пылаев, 61 год) епископ Белевский Никита (Прибытков, 79 лет) и протоиерей Петр Павлушков (72 года). Они были расстреляны в 1937-38 годах. Чин канонизации этих святых совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 16 сентября 2001 года в кафедральном Всехсвятском соборе города Тулы.

В Тесницком лесу были расстреляны также тульские монахини Августа (Защук, 67 лет), Мария (Лактионова, 54 года) и Агриппина (Лесина, 41 год). В 2002 году определением Священного Синода Русской Православной церкви они, а также монахини Макария (Сапрыкина, 71 год) и Анфиса (Сысоева, 70 лет) были причислены к сонму новомучеников.
Выступающие Юля Костикова, Маша Хохлова, Паша Дегтев, Соня Николаева, Саша Усков читали стихи о православных подвижниках:

– Иисус Христос пролили за нас святую кровь,

Он душу положил свою «за други»,

И в жизни христианства вновь и вновь

Такой пример являют Божьи слуги.

Двадцатый век: их кровь лилась рекой.

О большинстве из них мы и не знали,

Но именно они в тот час лихой

За веру, за Христа стеной стояли!

На конференции сказали свое слово и родители. Общим был вывод о том, что примером для воспитанников воскресных школ, родителей и педагогов является подвиг исповедания веры святых XX века, их вера и любовь, которые утверждала Церковь в годы гонений, были лучшим свидетельством правды Божией.

Информационная служба Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы