По благословению игумена Свято-Успенского мужского монастыря города Новомосковска игумена Агафангела (Болдина) состоялась очередная встреча участников родительского клуба при воскресной школе на тему «Т.А. Флоренская. Диалоги о воспитании и здоровье».
На этот раз участники встречи имели возможность познакомиться с книгой Тамары Александровны Флоренской «Диалоги о воспитании и здоровье». Труд православного психолога, посвящен проблеме духовно ориентированной психотерапии. В книге автор указывает на состояние современной рационалистической науки психологии, которая легко «препарирует» и «манипулирует» рассудком человека, которая богата множеством разнообразных теорий, но не имеет единого взгляда на природу человека. Сложившаяся ситуация напоминает известную притчу, в которой слепым дана была возможность дотронуться до слона и дать его описание. Каждый из слепых описал ту часть этого животного, которая попала в его ограниченное поле восприятия. Отсюда не трудно догадаться, что дать целостное «описание слону» возможно в том случае, если у нас есть возможность взглянуть на него в целом.
Педагог воскресной школы Ольга Ефимова отметила: «Целостность, пишет Т.А.Флоренская, возможно, достичь в результате познания ее как откровения, а не просто интеллектуально аналитического поиска, исследования и решения частных задач». Человек не может силами одного лишь своего ума постичь ни смысла своей жизни, ни смысла всего космоса. Единственно правильный способ разрешения этих и связанных с ними вопросов заключается в принятии ответов на них, которые дает нам откровение, истин к которым призывает Христос, когда указывает на себя, как на средоточие истины, необходимой людям: «Я есть путь, истина и жизнь» (Ин. 14. 6). «Поэтому одной из первых задач в оказании больному помощи в обретении собственной целостности, посредством психологической науки, пишет Тамара Александровна, должна стать ликвидация психологической безграмотности самого врача», то есть осмысление врачом науки психологии с духовной точки зрения ведь слово человек по своему этимологическому составу – это сознание, ум, разум устремленные в вечность».
Тамара Александровна Флоренская со страниц книг призывает соблюдать главный принцип целостности в построении диалогического общения – иерархии духовного, душевного, телесного. Диалог должен быть направлен на преодоление нарушенной целостности человека вследствие его грехопадения, подвести человека к осознанию страстных механизмов, приведших к болезни или возникновению проблемы, помочь ему исцелиться, прийти к внутренней свободе и радости, осуществить себя в полной мере. Это работа, которая обязательно затрагивает уровень смыслов и ценностей. Очень многое, в которой зависит от того, насколько глубока личная вера самого врача.
В подтверждении можно привести следующий пример: доктор медицинских наук, профессор Дмитрий Евгеньевич Мелехов (1899-1979г.) умел предвидеть и показать самому больному здоровые стороны его личности, на которые надо опереться в борьбе с душевным недугом. Дмитрий Евгеньевич из личного опыта неоднократно приводил примеры, когда, несмотря на психические заболевания пациентов, благодаря их духовно правильному образу жизни, те сохраняли свою личность, ее красоту и оказывались трудоспособными. Мелехов видел прямую взаимозависимость духовных расстройств и психических расстройств и деградаций. Дмитрий Евгеньевич исследуя вопросы, о границе между психическим расстройством и духовным опытом человека, свободы в сфере духа, писал: «Во власти человека непосредственно – только область духовной свободы: она не уничтожается никогда. Все другое течет и развивается по своим природным законам, ничего общего не имеющим со свободой человека. Только свобода человека, как солнце, может живить и направлять стихийные силы и сферы, живущие по своим законам, по внешним влияниям, бушуя и затопляя собой все. Слабая свобода только своим сознанием пассивно присутствует там, куда увлекают человека стихийные силы и течения, подчиняется их законам и даже может усиливать своим сознанием эти природные течения. Если у него доброе сердце, он подчиняется движениям эмоций, живет своим сознанием в этой области и тем усиливает ее. Если у него ясный и острый ум, человек своим сознанием и свободой следует за его логическими построениями и усиливает их. Если у него могучая фантазия, он отдается миру образов и грез. Если несокрушимая сила чувственности и эгоизма, он становится беззаветным слугою их и подчиняет им свою сферу духовной свободы».
Тамара Александровна Флоренская рекомендует выстраивать общение на основе принципа «не навреди», исключать отношение к человеку как средству для достижения собственных целей, призывает держать во время диалога доминанту на собеседнике. Учиться разбираться в индивидуальных особенностях собеседника, бережно хранить его духовную и душевную свободу, защищать себя от всяких насильственных влияний и воздействий и не допускать этого по отношению к другим, изучать основные направления зарубежной психологии и психотерапии, постоянно вести верный путь собственного духовного становления.
Тамара Александровна просит читателей не забывать, что человек устроен иерархически, причем духовный уровень является ведущим по отношению к душевному и телесному. Собеседник должен учитывать реальность духовного плана и исходить из того, что человек целостен. Если иерархия нарушается – страдают и душа и тело.
Ольга Ивановна, педагог воскресной школы, отметила: «Автор книги утверждает, что современная психология должна опираться не только на имеющиеся научные достижения, но и на христианскую философию и богословие, на богатейшее наследие святоотеческого аскетического опыта и православной антропологии, на корень обеспечивающий целостность психологии – это труды Святителя Феофана Затворника, в частности труд «Невидимая брань». Приведем цитату из данного труда святителя, которая на наш взгляд более емко и содержательно раскрывает перед нами святоотеческое наследие по вопросу ведения диалога, из него по нашему мнению произрастают современные принципы православной психологии: «..о чем знаешь верно, что оно истинно или ложно и что оно очевидно само собою, о том с решительностию говори, как об истинном, или как о ложном, или как об очевидном; о том, что сомнительно, лучше не говори ничего, а когда и нужда, говори, как о сомнительном, не предрешая; о неизвестном же тебе совсем не говори. Другой некто говорит: есть у нас пять приемов или оборотов речи: звательный, когда кого призываем; вопросительный, когда спрашиваем; желательный или просительный, когда желаем или просим; определительный, когда решительное о чем выражаем мнение; и повелительный, когда начальственно и властно повелеваем. Из этих пяти первые три употребляй всегда свободно, четвертый – пореже, как можно, а пятого совсем не касайся».
Директор воскресной школы Свято-Успенского мужского монастыря Ирина Ражева в заключении отметила: «Все мы должны помнить, что оказывая помощь человеку в решении его конкретных жизненных ситуаций, разрешении его внутриличностного конфликта посредством диалога, мы должны направить наши старания на помощь собеседнику в обретении его целостности, преодоления им духовного поражения. Помня о принципах ведения диалога, «вертикали духовности», ведь как показывает практика корень проблемы всегда лежит в духовной сфере человеке».
Ольга Ефимова, фото Ивана Букина