В январе в Успенском мужском монастыре Новомосковска, как и во всех обителях и храмах Русской Православной Церкви, отмечают один из самых торжественных праздников, знаменующих собой величайшее событие – рождение Бога, ставшего человеком и принявшего смерть, чтобы человек стал как Бог!
«Среди многочисленных рождественских традиций обители Божией Матери в Новомосковске – установка и украшение скульптурной композиции, рассказывающей о появлении на свет Спасителя, пояснил наместник Успенского мужского монастыря игумен Агафангел (Болдин). – Считается, что первый вертеп был создан в 1223 году в Европе Франциском Ассизским, в России был обнаружен вертеп с точной датой изготовления – 1591 год. Такие панорамы, а позже и театрализованные вертепные ящики стали своеобразной Библией для верующих, которые не умели читать.
Главное же за всеми этими украшениями вертепов, выпечкой рождественских угощений и конкурсами в честь праздника, не забывать о том, кого мы встречаем в эти дни. Святая Церковь предлагает нам специальные подготовительные чтения Священного Писания, в которых повествуется о том, как мир ожидает пришествия Бога, как Господь входит в человеческую историю. К примеру, сегодня мы слышали родословную Иисуса Христа – это сложный для восприятия текст, потому что перечисляемые в нем имена ни о чем не говорят современному человеку. Однако за каждым из этих имен скрывается большая история, анализируя которую верующие люди задаются вопросом: «Как нам войти в родство со Христом»?
Ответ мы слышим на страницах Священного Писания, когда Господь говорит:
«Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф.12:49-50).
Когда ко Христу обращаются люди, возглашая: «Блаженна та мать, что родила Тебя и выкормила» (Лк 11:27), то Иисус добавляет, не опровергая: «Блажены слушающие слово Божие и соблюдающие его» (Лк 11:28).
Таким образом, Христос указывает на то, что мыслит родство с Собой не только по крови, нои по духу и по вере».
«Русский писатель Василий Волгин так описывал предвкушение праздника: «Рождество стояло у окна и рисовало на стёклах морозные цветы, ожидая, когда в доме вымоют полы, расстелют половики, затеплят лампады перед иконами и впустят Его», – рассказывает Екатерина Теряева, учащаяся воскресной школы Успенского мужского монастыря Новомосковска. – Получается, что главное в Рождестве – это сердца, открытые в ожидании Бога, которого мы впускаем в себя, неся в этот мир любовь и доброту! А вертеп, который сегодня устраиваем в монастыре, является для тех, кто его видит, как наглядной литургией, то есть воспоминанием о рождении Христа, визуализированное через кукол, глядя на которые мы как бы переносимся умом и сердцем в Вифлеем, к яслям Младенца Христа»!
«Рождество Христово – удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда… И это чудо происходит, реализуясь в изготовлении праздничных сладких агнцев, – продолжает тему монастырских традиций Иван Михеев, алтарник Успенского мужского монастыря. – Одним из украшений рождественского стола является кекс в виде барашка. Он не только радует глаз во время трапезы, но и еще раз напоминает о событиях Рождественской ночи, когда в скромном хлеву в городе Вифлееме от Девы Марии на свет появился Господь Иисус Христос.
В ветхозаветные времена агнца использовали как животное для жертвоприношения, например, однолетнего ягненка «без порока» (Исх. 12:5) готовили на Пасху. В Новом Завете Агнец Божий приобретает новое значение, в Евангелии от Иоанна мы находим слова Иоанна Крестителя, увидевшего приближающегося Иисуса Христа: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29).
Приступая к рождественской трапезе и вкушая сдобный кекс, мы можем еще раз вспомнить об искупительной жертве Господа Иисуса Христа, которую Он принес ради нашего спасения».
Вертеп и сладкие агнцы – добрые символы рождественских традиций, напоминающих о том, что в рождественские дни все мы немного волхвы, прошедшие долгий путь в поисках Бога. Вместо золота, ладана и смирны современный человек в силах преподнести Богомладенцу стремление жить по Его заповедям, выводящим из мрака злобы к свету любви, созидающей теплоту и радость, присущие Рождеству!
Алексей Анкин, фото Ивана Михеева
Видео