При упоминании в одном предложении слов священник и рок-музыкант, некоторые люди до сих пор негодуют и говорят, что так не можно. Нынешний гость проекта «Ровесники века» Андрей Бухтояров, недавний клавишник рок-группы «Ворон Кутха» и нынешний священник, убежден в том, что главное четко расставлять приоритеты и тогда одно не мешает другому, а помогает обрести сердечный мир и духовный покой.
Отец, Андрей, прежде чем говорить о вашем служении Церкви, хочется уточнить, как в сердце русского индейца, а именно так называли участников рок-группы «Ворон Кутха», в которой вы играли и с которой гастролировали, угнездилась вера православная?
Все сочеталось гармонично, не мешая одно другому!
Вера во мне воспитывалась с детства, когда лет в пять я попал в воскресную школу в Богородицке, а музыка тоже всегда была в моей жизни, так как мама преподает фортепиано.
В университете играл со многими группами, в частности и с коллективом «Ворон Кутха», а также в хоре пел, так как мне и тогда и сейчас очень нравиться хоровое пение.
Не считаю, что бывает музыка плохая или хорошая, ведь самое главное – это какой смысл ты в нее вкладываешь и то, с каким сердцем ты занимаешься своим делом
Рок-музыка и музыка церковная имеют общие корни или все-таки это явления разных порядков?
Если мы говорим о церковной музыке, как о произведениях на церковную или богословскую тематику, то в этом смысле к музыке, наполненной церковным смыслом, я бы отнес некоторые произведения известного рокера Константина Кинчева. В частности, песня «Крещение» – это образец того, как в творчестве передать смысл Таинства…
Если мы говорим о богослужебных песнопениях, то я бы не называл это музыкой, потому что это уже форма молитвы.
В конечном итоге вы решили связать свою жизнь не со сценой, а со служением Богу и людям. Что стало тем решающим фактором, после которого иного пути вы уже и помыслить не могли?
Для меня присутствие в храме с детства было естественным. Я всегда хотел быть полезным Церкви, а через это другим людям! Исходя из этого, служение Церкви было приоритетным, а то, что Господь давал возможность реализовывать параллельно, в частности музыку, я воспринимал, как Его подарок, который с радостью принимал.
Кстати, какая музыка играла в сердце во время священнической хиротонии?
Музыки там не было. Сначала была тишина и словно никого вокруг! Сейчас, участвуя в хиротониях с другой стороны, осознаю, что и при моем рукоположении пели молитвы и тропари, но тогда я их не слышал. Я вообще помню лишь краткое наставление архиерея, сказанное шепотом лично мне, а потом слова молитвы: «Благословен Господь! Се бысть раб Божий…»!
Завершаем музыкальную тему вопросом о том, какую музыку рекомендуете своей маленькой дочке?
В настоящее время я не стараюсь предлагать какую-то специальную музыку. Вполне логично, что ей, как девочке, нравятся исполнительницы и бесспорный кумир на сегодня – Аврил Лавин (Avril Lavinge).
Если же смотреть вперед, то в какой-то момент мне кажется уместным в дальнейшем корректировать ее музыкальные вкусы, потому что много современных артистов, с помощью звуков и букв выплескивают на слушателя мусор, не складывающийся не в стихи, не в музыку.
Понимаю, что от всего оградить нельзя, так что привить основы вкуса к хорошей музыке, литературе и прочему – очень важно. Потом она уже сама сможет выбирать нужное из огромного объема доступной информации.
Работа с информацией как раз и есть одно из ваших церковных послушаний… Что вам, как руководителю информационного отдела Белевской епархии, кажется сложным в церковной информационной работе?
Есть объективные сложности, например, связанные с ресурсами. Если мы захотим снять полный метр с разнообразными спецэффектами или обрести такую студию, как у вас – нам будет это сделать тяжело.
С другой стоны, все зависит от нас самих и поэтому всегда можно найти выход из любой ситуации. Особенно когда речь идет о достойном представлении Церкви в нынешнем информационном поле, не всегда лояльном и объективном по отношению к ней и к нам, ее служителям.
По своему опыту знаю, что многие не стремятся в храм из-за того, что не понимают, как себя вести и что делать, то есть, банально боятся осуждения. Нужна ли в этой связи какая-то доступная пропаганда, в хорошем понимании этого слова?
Мы должны говорить о жизни Церкви, но не пропагандируя, а проповедуя! Христос же не говорил, мол, вы встаньте тут и верьте… Он призывал нас любить другого человека, поэтому надо ту благую весть, любовь и слово Божие, что мы получили и ощутили своими сердцами, придя в храм, не важно священники или просто верующие, нести другим. Вот это и будет самая лучшая пропаганда!
На вашей страничке «ВКонтакте» подсмотрел, что у вас есть две любимые цитаты – одна принадлежит музыканту Виктору Цою, а вторая преподобному Серафиму Саровскому… Почему такая эклектика?
«Стяжай дух мира и вокруг тебя тысячи спасутся» и «Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать»… Эти мысли вполне гармоничны и логичны для православного человека, ведь итог жизни, как бы это грустно не звучало, есть достойная смерть, которая приведет его к встрече с Богом. А христианская любовь стоит вообще чего угодно.
Так что для меня это отражения христианских мотивов в творчестве…
Вы много времени уделяете работе с детьми, реализуя и свое увлечение созданием видео-контента. С каким настроением и идеями приходят подростки в проект «Лучик надежды» и чему учат вас юные помощники?
Сам проект был придуман в 2015 году совместно с епархиальным отделом по делам молодежи, а запущен лишь спустя год. За это время мы дважды побеждали на Всероссийском фестивале достижений молодежи «Славим Отечество!», но самое главное в том, что в детях мы видим не только помощь, а их глаза, горящие от желания через творческое участие войти в жизнь Церкви и стать полезными другим людям.
Бог начинает занимать в их жизни большее место и видно, как они преображаются!
Кстати, начинавшееся как творческое, сегодня это движение вылилось в добровольческое и волонтерское русло. То есть мы не только снимаем сюжеты, но и ведем детей по жизни, благодаря Господа за дарованную Им возможность!
Надо ли говорить подросткам об Интернете, как об окне в бесовский мир, что мы часто слышим от священников из телевизора, или должен быть какой более рациональный подход?
Нельзя ни на какую вещь или на человека навешивать ярлык без каких-то альтернатив. Это по-христиански неверно. Судит только Бог, поэтому мы можем только сказать, что в Интернете есть опасность, что нужно уметь фильтровать информацию и различать, где хорошо, а где плохо.
Сами частенько за компьютером бесов рубите?
Нет. Я в футбол и в баскетбол играю. К сожалению, сейчас больше в виртуальном пространстве.
На этой оптимистической ноте вопрос, общий для всех «Ровесников века»: «Счастливый ли вы человек и если да, то почему»?
Счастливый человек – это тот, кто встретился с Богом. Применительно к этому, я пока работаю над собой, неустанно благодаря Господа за то, что Он дал мне и продолжает вести меня Своими путями.
Алексей Анкин, фото из семейного архива Андрея Бухтоярова